Обновление от 25 октября
Ныне доступно долгожданное обновление плана поездок и цены до октября 2025 года! Опубликованы стоимости: Винная Волга, Роминта, Южная Осетия, Омск. Набор открыт до начала октября. На поездки с зелёным флагом берите билеты.
«Аэрофлотом» к океану!
Главное событие 2025 года – наш сахалинский маршрут! Остались последние места в группе на Сахалин и Монерон 9-17 августа 2025!
Маршрут-финалист: Алтай!
На следующую золотую осень мы едем в Горный Алтай! В голосовании Клуба победил вариант нового четырёхдневного маршрута. Даты точные: 3-6 октября 2025 года. Ждём следующей акции «S7», чтобы купить билеты. В акцию этой недели Алтай пока не попал.
Сейчас набираются группы

Три восточные столицы: отчёт о путешествии (ноябрь 2011). Часть 2. Этнографический парк “Сувар”

Этот пост относится к разделу “Отчёты о путешествиях” рубрики “Турклуб “Иван да Марья”.

День народного единства за несколько лет успел стать привычным и в чём-то даже традиционным праздником для всех россиян. Традицией нашего Клуба стала организация на четвёртое ноября новых увлекательных поездок по России. В 2011 году на ноябрьские праздники мы поехали по новому маршруту “Три восточные столицы”, который объединил в одном путешествии Чебоксары, Йошкар-Олу и Казань. Вечер первого дня поездки мы провели в этнокультурном парке “Сувар” в Чебоксарах, где собрано около полутора сотен деревянных скульптур, связанных с чувашской мифологией сувар. В этом отчёте – рассказ о необычном парке.
Чебоксары. Фото Чебоксары. Этнографический парк Сувар. Чебоксары Фото. Фотографии Чебоксар. Парк Сувар. Чебоксары осенью. Чебоксары 2011.

Этнографический парк “Сувар” расположен на территории санатория “Чувашия”, со всех сторон окружённого сосновым бором. К нему мы и направляемся, по пути слушая историю создания парка. Ежегодно на территории санатория, в лесу, проходит симпозиум скульпторов. Мастера-резчики из разных республик в течение двух недель трудятся над своими работами, а в последний день симпозиума готовые скульптуры выставляют в парке для обозрения публики. Так за тринадцать лет сосновый бор вокруг санатория обогатился более чем ста тридцатью скульптурами разных форм, изображающих богов и божеств древней мифологии чувашей – сувар.
Чебоксары. Фото Чебоксары. Этнографический парк Сувар. Чебоксары Фото. Фотографии Чебоксар. Парк Сувар. Чебоксары осенью. Чебоксары 2011.

Сувары – древние предки чувашского народа. Они были язычниками и верили, что вся вселенная делится на три части – верхний мир, светлый мир и нижний мир. Верхний мир – обитель богов, высших и чистых существ. Нижний мир – обиталище духов. Где-то посередине между богами и духами нашлось место для людей, животных и растений – это светлый мир. Вера в три части вселенной нашла отражение в планировке парка “Сувар”: три “горы”, то есть три возвышенности, как раз символизируют три мира. На Золотой горе стоят скульптуры богов, на Серебряной – людей, на Медной – духов. Сосны же стоят на всех трёх горах и органично дополняют пейзаж.
Чебоксары. Фото Чебоксары. Этнографический парк Сувар. Чебоксары Фото. Фотографии Чебоксар. Парк Сувар. Чебоксары осенью. Чебоксары 2011.

Центр парка – древо жизни, перед которым стоит одноимённая скульптура, называемая по-чувашски “юпа”. “Юпа” – буквально означает “столб”. По представлениям сувар, идея столба сопричастна идее вертикали, соединяющей все три мира. Поэтому именно столбовая скульптура отлично передаёт древнечувашскую идею единения всех миров, а также доносит образность духа мифического существа или человека, которому она посвящена. Центральный образ скульптуры “Древо жизни” – образ Матери. Здесь она представлена в облике орлицы, сидящей на яйцах и дарующей жизнь. Похожие образы Матери мы ещё не раз увидим в парке.
Чебоксары. Фото Чебоксары. Этнографический парк Сувар. Чебоксары Фото. Фотографии Чебоксар. Парк Сувар. Чебоксары осенью. Чебоксары 2011.

Наш путь лежит по первой тропинке, на Золотую гору – в далёкое прошлое человечества. Но попасть в золотую эпоху прародителей героев, богатырей и исполинов непросто. Сначала нужно перейти бездонный овраг Ахрат, а затем пройти через трое ворот. У первых ворот нас встречают две юпа – “Мать Золотой горы” и “Отец Золотой горы”. На фотографии мы видим Отца.
Чебоксары. Фото Чебоксары. Этнографический парк Сувар. Чебоксары Фото. Фотографии Чебоксар. Парк Сувар. Чебоксары осенью. Чебоксары 2011.

Отец и Мать пропускают нас ко вторым воротам, где стражу несёт Орёл – хранитель Золотой горы. Спокойная, с достоинством сидящая на столбе птица неподвижна. Орёл среди других существ ближе всех к Богу – это подчёркивает высокий постамент скульптуры.
Чебоксары. Фото Чебоксары. Этнографический парк Сувар. Чебоксары Фото. Фотографии Чебоксар. Парк Сувар. Чебоксары осенью. Чебоксары 2011.

На постаменте, к слову, множество древнечувашских узоров и надписей – любопытно было изучить их в деталях.
Чебоксары. Фото Чебоксары. Этнографический парк Сувар. Чебоксары Фото. Фотографии Чебоксар. Парк Сувар. Чебоксары осенью. Чебоксары 2011.

А пока одни занимались сличением узоров, другим Людмила Владимировна Балтаева рассказывала о том, как пройти через третьи ворота Золотой горы – они видны на заднем плане. Кстати, именно семье Балтаевых мы во многом обязаны фактом существования парка: значительную часть скульптур вырезал из дерева Николай Михайлович Балтаев, муж нашего экскурсовода. Работы всё это, без преувеличения, мастерские.
Чебоксары. Фото Чебоксары. Этнографический парк Сувар. Чебоксары Фото. Фотографии Чебоксар. Парк Сувар. Чебоксары осенью. Чебоксары 2011.

И вот – Золотая гора. Перед нами главная богиня – “Богиня-Мать” в образе богини плодородия, на который определённо указывает пышное тело женщины. Почитание родителей, и особенно матери имело для сувар решающее, святое значение. Главной заботой древних людей была борьба за выживание и за рождение новых поколений. Богиня-Мать, помимо потомства, способствует и удачному развитию земледелия, необходимого для того, чтобы прокормить семью.
Чебоксары. Фото Чебоксары. Этнографический парк Сувар. Чебоксары Фото. Фотографии Чебоксар. Парк Сувар. Чебоксары осенью. Чебоксары 2011.

Образ Матери может быть преемственным: здесь мы видим три поколения матерей – бабушку, мать и деву. Лики обрамляют символы женской груди в виде плодов – источника жизни для ребёнка, который сам является плодом жизни.
Чебоксары. Фото Чебоксары. Этнографический парк Сувар. Чебоксары Фото. Фотографии Чебоксар. Парк Сувар. Чебоксары осенью. Чебоксары 2011.

По некоторым скульптурам можно изучать национальные костюмы сувар. Вот пример суварской женщины в традиционных одеждах и головном уборе – это богиня Хыпар, заменявшая суварам не существовавший в ту пору телевизор.
Чебоксары. Фото Чебоксары. Этнографический парк Сувар. Чебоксары Фото. Фотографии Чебоксар. Парк Сувар. Чебоксары осенью. Чебоксары 2011.

Хыпар приносила людям вести – добрые или худые. Собственно, “Хыпар” в буквальном переводе и означает “весть”, или “вести” – в наши дни есть такая газета в Чувашии.
Чебоксары. Фото Чебоксары. Этнографический парк Сувар. Чебоксары Фото. Фотографии Чебоксар. Парк Сувар. Чебоксары осенью. Чебоксары 2011.

На чувашском Олимпе были свои любовные истории. Вот скульптура “Юратупа Киремет”, олицетворяющая образ сына великого бога Киремет и богини любви и верности Юрату. Венценосный отец дал Киремет великую судьбу – делить счастье между людьми. Об том узнали злые силы и подбили людей на зло: когда Киремет спустился на землю, он был убит, а пепел его развеян по ветру. Где падал этот пепел – там вырастали дубы, сосны и липы, и в каждом дереве стала обитать душа Киремет, который хотел подарить людям счастье. Юная Юрату узнала о беде и поспешила за любимым в загробный мир. Пройдя все испытания потусторонних сил и найдя его среди злых духов, девушка вдохнула в Киремет живительный воздух, и юноша ожил. Пара вернулась к Великому Богу вместе, и владыка вселенной назначил Юрату Великой Богиней любви и верности.
Чебоксары. Фото Чебоксары. Этнографический парк Сувар. Чебоксары Фото. Фотографии Чебоксар. Парк Сувар. Чебоксары осенью. Чебоксары 2011.

На Золотой горе есть много непривычных нам образов. Стоит на столбе “Ай-уй, огонь” – образ маленького огня. Выселяясь из родительского дома, молодые жёны непременно брали с собой огонёк – горящие угли из родительского очага – и приносили в новый дом. Это ещё одна скульптура, повествующая о преемственности жизни и традиций.
Чебоксары. Фото Чебоксары. Этнографический парк Сувар. Чебоксары Фото. Фотографии Чебоксар. Парк Сувар. Чебоксары осенью. Чебоксары 2011.

Наконец, самая крупная скульптура на Золотой горе – “Меч Атиллы”. Богом войны у римлян был Марс, обладавший мечом, который даровал преимущество в войнах. Его обрёл царь гуннов Атилла и, по преданию, объединив все родственные племена, возглавил великую империю гуннов. Это было в V веке, а в начале XVIII века потомки гуннов переселились в Среднее Поволжье и вскоре основали город Сувар. Так началась история чувашского народа, который считает Атиллу великим предком своей нации.
Чебоксары. Фото Чебоксары. Этнографический парк Сувар. Чебоксары Фото. Фотографии Чебоксар. Парк Сувар. Чебоксары осенью. Чебоксары 2011.

Меч Атиллы заинтересовал многих: предпринималось много попыток его запечатлеть на память.
Чебоксары. Фото Чебоксары. Этнографический парк Сувар. Чебоксары Фото. Фотографии Чебоксар. Парк Сувар. Чебоксары осенью. Чебоксары 2011.

А кто не фотографировал – те просто слушали.
Чебоксары. Фото Чебоксары. Этнографический парк Сувар. Чебоксары Фото. Фотографии Чебоксар. Парк Сувар. Чебоксары осенью. Чебоксары 2011.

Групповую фотографию мы делаем возле “Птицы счастья”: птица-невидимка живёт только в том доме, где царят доброта, тишина и покой. А если начинается ссора, птица из дома улетает. С удовольствием замечаем, что у нас в команде участников как раз сложились тёплые дружеские отношения, и птица счастья до конца поездки была рядом с нами. 🙂
Чебоксары. Фото Чебоксары. Этнографический парк Сувар. Чебоксары Фото. Фотографии Чебоксар. Парк Сувар. Чебоксары осенью. Чебоксары 2011.

Когда мы пошли на Серебряную гору, уже стояли сумерки, и последние лучи солнца пробивались сквозь могучие сосны. Мы успели рассмотреть очередную скульптуру Матери – это “Орлица – мне Мать”, близкая к Богу. Она изображена в образе простой матери, которая есть у каждого из нас.
Чебоксары. Фото Чебоксары. Этнографический парк Сувар. Чебоксары Фото. Фотографии Чебоксар. Парк Сувар. Чебоксары осенью. Чебоксары 2011.

Рядом с матерью – “Воин”, охраняющий её и весь наш светлый мир.
Чебоксары. Фото Чебоксары. Этнографический парк Сувар. Чебоксары Фото. Фотографии Чебоксар. Парк Сувар. Чебоксары осенью. Чебоксары 2011.

Есть на Серебряной горе образы, олицетворяющие конкретных людей. Старик с длинной бородой – это отец Иакинф, известный до принятия монашества как Никита Яковлевич Бичурин – член духовной Российской миссии в Китае. Он прославился тем, что за тринадцать лет работы в Поднебесной создал множество научных трудов, перевёл десятки книг и даже издал огромный девятнадцатитомный китайско-русский и русско-китайский словарь. Его новая работа в Министерстве иностранных дел Российской империи не мешала Бичурину издать ещё шестнадцать книг, шесть из которых удостоились Демидовской премии – самой почётной неправительственной наградой России. Бичурин был свободомыслящим человеком, общался с Пушкиным, с декабристами, и это сделало его опасным человеком в глазах царского правительства. Он был удалён от всех дел и умер в одиночестве в тайной келье монастыря в 1853 году.
Чебоксары. Фото Чебоксары. Этнографический парк Сувар. Чебоксары Фото. Фотографии Чебоксар. Парк Сувар. Чебоксары осенью. Чебоксары 2011.

Многие известные и редкие образы можно найти в парке “Сувар”. Здесь есть боги плодородия и роды, покровители грибников и плотников, силуэты основ мира и бытия. Издан даже специальный путеводитель по парку “Сувар”, чтобы не запутаться в нём (ведь табличек и других опознавательных знаков здесь нет).
Чебоксары. Фото Чебоксары. Этнографический парк Сувар. Чебоксары Фото. Фотографии Чебоксар. Парк Сувар. Чебоксары осенью. Чебоксары 2011.

Каждый участник группы выбрал понравившуюся скульптуру и сфотографировался с ней на память. Нам, например, приглянулся этот стражник.
Чебоксары. Фото Чебоксары. Этнографический парк Сувар. Чебоксары Фото. Фотографии Чебоксар. Парк Сувар. Чебоксары осенью. Чебоксары 2011.

А кому-то больше остального понравились сами деревянные узоры на отёсанных брёвнах.
Чебоксары. Фото Чебоксары. Этнографический парк Сувар. Чебоксары Фото. Фотографии Чебоксар. Парк Сувар. Чебоксары осенью. Чебоксары 2011.

Путешествие по Серебряной горе мы заканчиваем у необычной скульптуры – это воротца, через которые должны проходить домашние животные в новый загон. Согласитесь, многие традиции чувашского народа живы и у нас на селе.
Чебоксары. Фото Чебоксары. Этнографический парк Сувар. Чебоксары Фото. Фотографии Чебоксар. Парк Сувар. Чебоксары осенью. Чебоксары 2011.

Когда уже совсем стемнело, и на лес опустилась ночь, мы пришли на Медную гору – в гости к добрым и злым духам, в царство таинственных и потусторонних сил. Здесь, в сосновом бору, за главного леший – волосатый, с длинным хвостом и зелёными глазами. Он происходит от душ путников, заблудившихся и замёрзших в лесу, и от душ подброшенных девушками в лес незаконнорожденных детей. Леший нарочно отзывается на голос человека, чтобы заманить его в непроходимые болота, а там защекотать насмерть. Страшный персонаж, но есть две вещи, которых он боится: огня и света. Так что мы его со вспышкой жахнули, на всякий случай.
Чебоксары. Фото Чебоксары. Этнографический парк Сувар. Чебоксары Фото. Фотографии Чебоксар. Парк Сувар. Чебоксары осенью. Чебоксары 2011.

Ещё один милый герой тёмного царства – Йерех – дух, живущий в сараях, амбарах и прочих подсобных помещениях. Йерех по природе добр и защищает людей и животных от болезней и порчи. Единственное, если люди возгордятся и начнут обижать друг друга, Йерех может и долбануть кого-нибудь в темноте деревенского амбара. В общем, с ним тоже нужно поаккуратнее.
Чебоксары. Фото Чебоксары. Этнографический парк Сувар. Чебоксары Фото. Фотографии Чебоксар. Парк Сувар. Чебоксары осенью. Чебоксары 2011.

Внушают уважение на Медной горе и женские персонажи. С этой барышней с рогами сразу всё понятно: от такой добра не жди.
Чебоксары. Фото Чебоксары. Этнографический парк Сувар. Чебоксары Фото. Фотографии Чебоксар. Парк Сувар. Чебоксары осенью. Чебоксары 2011.

По соседству стоит другая, поприличнее, но слишком подозрительно выпячивает попу. Мужчины, будьте бдительны: это “Красавица” в образе змеюки подколодной! Явится такая ночью в облике прекрасной девушки – её не любя полюбишь, не хваля похвалишь, а потом оморочит душу, заиграет, затомит в горячих объятиях… В общем, с женой могут быть проблемы. Лучше таких “красавиц” всячески избегать и в лес в одиночестве ночью не ходить, а только организованными группами.
Чебоксары. Фото Чебоксары. Этнографический парк Сувар. Чебоксары Фото. Фотографии Чебоксар. Парк Сувар. Чебоксары осенью. Чебоксары 2011.

В парке “Сувар” было ещё много скульптур, которые остались неосмотренными: мы видели только самое главное. Но и этого нам хватило, чтобы убедиться и понять: чуваши чтут и уважают свою древнюю мифологию и оберегают народные традиции. Сам парк – очень достойное начинание и отличная достопримечательность для такого интересного и разного города, как Чебоксары. Мы сюда ещё как-нибудь вернёмся!

Продолжение отчёта о нашей поездке вы можете найти в разделе “Отчёты о путешествиях”:
Часть 1. Чебоксары
Часть 3. Йошкар-Ола
Часть 4. Казань

Всегда ваши,
Иван да Марья

3 комментария на “Три восточные столицы: отчёт о путешествии (ноябрь 2011). Часть 2. Этнографический парк “Сувар””

  • Алюк says:

    Путешествие в этот этнографический парк мне напомнило о том, как хитро всё переплетено в истории. Долго не буду мудрить – скажу лишь об одном факте. Всем известно, что предки наши были язычниками на всей территории России. Православие пришло только в 10 веке, а куда и позднее. Так вот, русская душа настолько многогранна, что она при крещении часть традиций перенесла от языческого прошлого и бережно лелеет до сих пор. Например, у Сувар был праздник, с 22 марта по 22 июня, когда по традиции на стол ставили хлеб-соль и яйца. Пасха проходит в те же числа (переходящий праздник) и не мыслима уже без всё тех же яиц.

  • Гордонов Михаил и Прохорова Ирина says:

    После успешного посещения Саранска вызывают интерес соседние столицы и регионы – Йошкар-Ола (посмотрел фото) и, возможно, Ижевск. Пермь?

Оставить комментарий

О ценах на авиабилеты
Дорогие друзья! Ждать на 2025 год цен от 4.500 ₽ (как ещё недавно), не стоит. По направлениям Клуба низкими впредь считаются цены от 7.500-9.000 ₽ туда-обратно по Центральной России и от 15.500-19.000 ₽ туда-обратно по Сибири. Записывайтесь в поездки, покупайте билеты, исходя из этих реалий.
Я не летаю. Что делать?
Отправляйтесь в поездки Клуба на поездах! Близятся: в декабре – Пенза, в январе – Кубань!
Впервые на нашем сайте?
Мы рады познакомиться с вами! Пожалуйста, прочтите эту страницу. Думаете, куда поехать с нами? Список всех маршрутов 2025 года здесь.