Летняя Новгородчина: отчёт о путешествии (август 2011). Часть 1. Великий Новгород утром
Этот пост относится к разделу «Отчёты о путешествиях» рубрики «Турклуб «Иван да Марья».
Последние тёплые дни лета 2011 года Клуб «Иван да Марья» встретил на новгородской земле. За два дня наша команда поколесила по Великому Новгороду и Старой Руссе. Мы любовались древними храмами, плавали по Волхову, читали Достоевского и осваивали мастерство изготовления кузнецовского фарфора. О том, каким мы увидели утренний Новгород, читайте в первой части нашего отчёта!
В Великий Новгород мы приехали на рассвете красивым фирменным поездом, составленным из новых «наутилусов». Радость от проезда в новых вагонах фирменного поезда будет особенно велика, если вспомнить, что других поездов из Москвы сюда не ходит вообще. Вариант с ночным автобусом оставим для людей, особенно сильных духом.
Выспавшихся и бодрых, нас встречает вокзал Великого Новгорода. Чтобы пассажир, а тем паче, железнодорожник, не запутался в станциях российских Новгородов, местную станцию нарекли замысловатым сочетанием «Новгород-на-Волхове», а главному вокзалу в Нижнем досталось поэтическое наименование «Горький-Московский». В самом деле, куда уж тут запутаться теперь. Новгородский-на-Волхове вокзал — под стать городу: белокаменный, с рельефными стенами, всем своим обликом напоминающий знаменитые новгородские храмы.
С момента запуска в 1871 году Новгородской железной дороги здание вокзала в Новгороде дважды сгорало в ходе военных кампаний: сначала в первой мировой войне, затем во второй. Третья реинкарнация вокзала была не последней: очередной пожар снова уничтожил часть здания. Будем надеяться, что недавно восстановленный вокзал простоит в целости дольше предшественника.
По Софийской стороне мы шагаем от вокзала к Окольному городу. Как раз там, где он начинается, мы видим памятную стелу на площади: «Великий Новгород — город воинской славы». Такую мы ещё не раз встретим в наших путешествиях по России, например, в Архангельске.
Вспоминая тему воинской славы, нельзя не сказать про героя Великой Отечественной Лёню Голикова, новгородского мальчишки-раздедчика, который, действуя в партизанских отрядах, в двух десятках операций лично уничтожил за год сражений, помимо многих единиц военной техники, семьдесят восемь врагов и однажды добыл чертежи новейших немецких мин. Ему было всего шестнадцать, когда он погиб в бою.
Утренний Новгород очень приятен: чистота, свежесть и простор главной городской площади вселяют оптимизм в хорошее продолжение дня. Софийская площадь только пока пустынна: через час здесь поедут машины, через два автобусы, через три приедут многочисленные туристы. Но сегодня мы — первая группа центре Великого Новгорода, и это приятно.
Мы переходим через крепостной ров XV века — границу Новгородского кремля, или Детинца, и Малого земляного города, окружавшего все городские постройки полукольцом с напольной, наиболее уязвимой стороны. Двести лет назад валы Малого земляного города были срыты, и на их месте разбили Летний сад, а вот ров сохранился почти в первозданном виде. Теперь это памятник истории.
Впереди Новгородский кремль — мы смотрим на него через Воскресенскую арку насквозь, с запада на восток. Триста лет назад здесь стояла Воскресенская башня, но после обрушения в одном из пожаров её разобрали и сделали широкий проезд под полуциркульной аркой. Слева за аркой виден корпус Епархиального дома, построенного сто лет назад вплотную к Кремлёвской стене. Ныне здесь Новгородская областная филармония.
В самом центре Новогородского Кремля стоит самый известный памятник страны — «Тысячелетие России» Микешина. Шар-державу обступили летописный основатель русского государства князь Рюрик и креститель Руси Владимир, воин-победитель татар Дмитрий Донской и собиратель земель Иван III, самодержец Михаил Романов и император-реформатор Пётр I. Под ними на горельефах фриза, обрамляющего памятник по кругу, — ещё сто девять фигур людей, сделавших свой вклад в развитие России, от Кирилла и Мефодия до Ломоносова и Карамзина.
А над всеми этими знаменитыми людьми на царскую державу, к ногам коленопреклоненной женщины, символизирующей Россию, ангел ставит святой крест. «Русь святая! Храни веру православную!» Микешин вложил в памятник много скрытого смысла. Например, не только крест, но и фигуры ориентированы по сторонам света. Поэтому император Пётр I уверенно смотрит на северо-запад, в сторону Санкт-Петербурга.
В ближний взор Петра попадает Святая София Новгородская, один из трёх древнейших храмов страны, заложенный в год Крещения Руси вместе с соборами в Киеве и Полоцке. Современный Софийский собор — подлинное чудо России. Он сохранился с середины XI века; скоро ему исполнится тысяча лет! Во всей России не найти славянского храма старше этого!
Звонница Софийского собора стоит не у самого храма, а возле восточной стены Детинца. Она появилась здесь ещё в 1437 году и вот уже пятьсот лет остаётся, несмотря на неоднократную смену облика, прекрасным в своём изяществе памятником средневекового новгородского зодчества. Домик при звоннице и каменное крыльцо появилось в XVIII столетии.
Мы выходим через вторую кремлёвскую арку и идём по Горбатому мосту через Волхов. Начинается новый день, все выше поднимается летнее солнце и всё ярче освещает собой восточную сторону кремлёвской стены. Кирпичная стена, опоясывающая самые древние памятники Великого Новгорода, имеет длину почти полтора километра. Чтобы обойти её с внешней стороны полностью, нужно около получаса. Стена действительно длинная: она обрамляет площадь в двенадцать гектаров.
Как видно, не везде сохранилась кремлёвские башни: две из двенадцати утрачены в XVIII веке полностью, а от третьей, Борисоглебской, остались лишь фрагменты. Зато полностью целы толстые стены: они сложены из камня и кирпича на прочном известковом растворе. Толщина стены древнего Новгорода достигает шести метров: это серьёзная преграда для любого врага.
Через реку напротив от кремля расположилось урочище Ярославово Дворище и место старинного Торга. Здесь и в ближайших окрестностях сосредоточено более десяти сохранившихся храмов древнего Новгорода, по которым мы сделали отдельную экскурсию. Начинаем с пары самых южных церквей, построенных «средь Торгу» в XIV веке: Михайло-Архангельской и Благовещенской. Этот великолепный ансамбль был восстановлен после войны, которая, увы, не обошла стороной и Великий Новгород. Отец городов русских понёс немало потерь в архитектуре.
Чуть севернее — церковь святого Прокопия первой половины XVI века. Это один из тех храмов, что соединили прекрасные пропорции московского зодчества с пластичностью и аккуратностью отделки новгородских церквей. Получился очень интересный рисунок: под щипцовую восьмискатную (типично новгородскую) крышу подведена не одна, а три апсиды — мода, пришедшая в XVI веке на Север из Москвы.
Сразу за Прокопьевской церковью стоит красавец Никольский собор — вторая по древности постройка новгородской земли. Заложенный князем Мстиславом Владимировичем в год изгнания киевского князя, собор в 2013 году готовится отметить девятисотлетний юбилей. Этот храм символизирует основание Новгородской вечевой республики — одной из самых прогрессивных систем управления государством в нашей истории.
Мы стоим перед собором на том месте, где собиралось новгородское вече: мужи всех семейств города решали, начинать ли новый военный поход, заключать ли мир с врагами, как распорядиться деньгами города и государства и какова судьба княжеского престола.
Прикосновение к древности всегда удивительно. Подумать только — соборы Новгорода пережили и эпохи походов монголо-татар, и бесчинства шведов, и войну с французами, и оккупацию гитлеровцами. Вот рядом с Николо-Дворищенским собором стоит церковь Параскевы Пятницы на Торгу — постройка начала XIII века. Невзрачный на первый взгляд сероватый храм на самом деле — одна из интереснейших достопримечательностей Новгорода.
Не секрет, что в России много первоклассных по исторической значимости городов, где, тем не менее, напрочь отсутствует туристическая инфраструктура. Вот Новгород: вроде бы и доехать сюда самим легко, и достопримечательностей много, но ни табличек, ни вывесок (что за церковь и какая у её история) — ничего этого нет. Ликвидируя этот пробел, мы и ездим по России, проводя экскурсии и рассказывая о разных неожиданных фактах. Здесь, у Параскевы, участники слушают о том, как по одной церкви можно определить, насколько широким была новгородская торговля.
Дело в том, что храм имеет полукруглую апсиду (она хорошо видна на фотографии выше). В XII веке в Новгороде так не строили, значит, приём заимствованный. Сравнивая друг с другом церкви в разных городах, находим ключ: это реплика Свирской церкви XII века в Смоленске. Значит, новгородцы взаимодействовали со смолянами — вели международную торговлю, и объёмы её, очевидно, были достаточно крупными, раз заморские, то есть заграничные купцы, получили возможность построить (вероятно, на смоленском подворье) в Новгороде внушительный для своего времени каменный храм.
После ряда реставраций Пятницкая церковь имеет черты сразу нескольких эпох: главка осталась нетронутой с XVIII века, в верхних рядах кирпичей идёт кладка XVII столетия — это уже перестраивали московские гости, а чем ниже — тем кирпич тарше, с камнем XIII века у основания. Сложно представить, насколько велика и кропотлива была работа реставраторов!
На Ярославовом дворище мы осмотрели и остальные церкви, но в этот отчёт они не вошли. Зато мы показываем вам интересный Ганзейский фонтан, открытый совсем недавно в центре древнего Торга. Конечно, все знают, что древний Новгород входил в союз Ганзы. А вот о том, что Ганзейский союз существует по сей день, в курсе немногие. Чтобы их не забывали, города-участники союза решили напомнить о себе установкой в разных точках Европы ганзейских знаков, ставших новыми достопримечательностями городов с богатой торговой историей.
В авторстве Ганзейского знака в Новгороде можно было бы заподозрить Зураба Константиновича, но в этот раз ваял не он. Напрягая вооражение, здесь можно увидеть два качающихся на волнах судна — новгородскую ладью и ганзейский ког.
Мы пофотографировались и подумали, что остаётся только посочувствовать туристам в остальных ста семидесяти четырёх городах Новой Ганзы во главе с Любеком, которым придётся ломать голову над смыслом непонятных бронзовых штуковин!
Памятники надо делать понятными! Вот образец: «Уставшая туристка». Просто уставшая, и всё тут. Никакой тебе непонятной Ганзы и плоских фонтанов.
Да, и пофотографироваться удобно — всегда легко добавить к бронзовой девушке ещё пару уставших туристок, как говорится, для массовости.
Туристка настолько устала, что даже туфельки сняла. Настя решила, пока девушка отвернулась, примерить её башмачки!
И теперь довольные — церкви увидели, памятники посмотрели — идём обедать!
Идею об обеде все восприняли с большим энтузиазмом, потому что как раз начинался дождик. Так что сначала мы направились трапезничать в одно из кафе Новгорода, а потом… Ну а о том, что было потом, вы узнаете в следующей части отчёта.
Продолжение отчёта о нашей поездке вы можете найти в разделе «Отчёты о путешествиях»:
Часть 2. Великий Новгород вечером
Часть 3. Витославлицы — Юрьев монастырь
Часть 4. Старая Русса
Часть 5. Видео из поездки
Всегда ваши,
Иван да Марья