Деревянное ожерелье Поветлужья: Ветлуга – Варнавино – Ильинское* – Троицкое – озеро Светлояр – Владимирское – Будилиха* – Воскресенское – Галибиха – Докукино – Успенское
ПОЕЗДКА СОСТОЯЛАСЬ
2-3 апреля 2022
ВЕТЛУГА – ВАРНАВИНО – ИЛЬИНСКОЕ* – ТРОИЦКОЕ – ОЗЕРО СВЕТЛОЯР – ВЛАДИМИРСКОЕ – БУДИЛИХА* – ВОСКРЕСЕНСКОЕ – ГАЛИБИХА – ДОКУКИНО – УСПЕНСКОЕ
Поездка выходного дня
2 дня / 3 ночи
Выезд 1 апреля в 23.45
Возвращение 4 апреля в 5.52
Ранняя весна, неброские краски апрельского рассвета на мистическом озере Светлояр и колокольный звон старинного деревянного храма – так начнётся наше медитативное весеннее путешествие с Иваном да Марьей по самым изысканным и редким местам нижегородской глубинки, о которых вы, вероятно, слышите впервые.
Этот маршрут – вторая часть нижегородской дилогии по Мельникову-Печерскому: осенью мы были «На горах», и вот грядет весна, когда мы будем «В лесах»! Настоящие резные терема и деревянные дома ветлужских помещиков, рубленные из лиственницы дореволюционные храмы и колокольни, святые места подвига преподобного Варнавы и голубая лента Ветлуги – таков рецепт лучших весенних впечатлений на нижегородской земле! На десерт – знакомство с самобытным промыслом: искусством варнавинской резьбы по кости! Поехали!
ОПИСАНИЕ МАРШРУТА
Ветлуга – старинный уездный город на одноимённой реке, ведущий историю от средневекового марийского укрепления Юр, вставшего на водно-сухопутном пути из Северной Двины в бассейн Волги, в центре обширного лесного края – Поветлужья. До революции замыкавший с востока Костромскую губернию, теперь Ветлужский уезд обрамляет с севера нижегородские земли.
Облик центральных улиц Ветлуги до сих пор определяют столетние деревянные (и меньшей частью каменные) особняки, стоящие по строгой сетке екатерининской планировки конца XVIII века; вторят им крепкие крестьянские избы городских окраин и предместий – деревянное ожерелье Поветлужья начинается здесь.
Как небольшой, но крепкий торговый город, Ветлуга была известна ещё более двух столетий назад, в пору когда каждый четвёртый ветлужанин относился к купеческому сословию. Эпоха реформ Александра II дала городу и уезду первые промышленные предприятия – здесь было дегтярное, смолокуренное и картонное производство, выпускалась спирто-водочная продукция, делался кирпич. Из него построены сохранившиеся поныне здания городской управы, уездного казначейства, мужской гимназии и торговые ряды, созданные в 1900 году гражданским инженером Шевяковым, работавшим в Москве.
На пешеходной экскурсии по Ветлуге мы осмотрим сохранившиеся городские храмы, познакомимся с ансамблями парадных зданий, вспомним людей, связанных с Ветлужским краем – урождённых здесь оперного певца Николая Лаврова, философа и публициста Василия Розанова, а также проведших в Ветлуге детство драматургов Виктора Розова и Алексея Писемского.
Два каменных ветлужских храма имеют престолы великомученицы Екатерины и пресвятой Троицы. Екатерининская церковь примечательна тем, что автором её “образцового” проекта является прославленный зодчий Константин Тон, автор храма Христа Спасителя и Большого Кремлёвского дворца.
Но главный акцент нашей поездки – деревянное зодчество! Мы покажем вам лучшие образцы дореволюционных ветлужских домов с обильным декором фасадов, искусной пропильной резьбой наличников и подзоров, а также глухой резьбой филёнок входных дверей, декоративных вставок, консолей балконов и крыш. Готовьте свои фотоаппараты!
Любовь ветлужан к дереву не случайна, ведь главным кормильцем Поветлужья всегда оставался лес: сплавляя его вниз по реке, к Волге, деловые люди сколачивали крупные капиталы. Посетив Ветлужский краеведческий музей, мы вспомним, как ещё с допетровского времени строили местные мастера особые плавсредства – соймы и беляны, ставшие подлинными символами этих краёв и достойными отдельного экскурсионного рассказа как самые большие по размерам русские речные суда.
Варнавино – одно из самых первых русских селений Среднего Поветлужья, возникшее шесть столетий назад на месте молитвенного подвига подвижника-устюжанина, преподобного Варнавы Ветлужского, более четверти века обращавшего в христианство местных жителей, черемисов-язычников. Начинаясь как монастырская слободка при Троице-Варнавинской обители и ставший при Екатерине II крепким уездным городком костромской земли, Варнавин после революции потерял городской статус, получив взамен букву “о” на конце.
Не побеспокоенный прокладкой новой линии Транссиба (прошедшей на два десятка вёрст южнее) и не потревоженный промышленными стройками XX века, Варнавин в значительной мере сохранил обаяние провинциального городка XIX столетия со вековыми деревянными и каменными зданиями, расставленными по редкой радиально-полукольцевой планировке, подобно тому, как это сделано в Солигаличе и столь далёкой от Ветлуги губернской Костроме.
На пешеходной экскурсии по Варнавину мы будем довольствоваться обзором гражданских строений, а не церковных памятников, поскольку годы богоборчества оставили городок вовсе без исторических храмовых зданий, и улицы-лучи, расходящиеся в три стороны от Базарной площади, увы, потеряли все свои высотные доминанты. Но двадцать лет назад на месте старого Троицкого собора монастыря воздвигнут новый образчик народного деревянного зодчества – рубленая церковь Варнавы Ветлужского, к которой стекаются сразу пять улиц.
В Варнавине действует краеведческий музей, в котором проливается свет на богатую историю местного духовенства, дворянства и особенно купечества, проводившего сразу четыре городские ярмарки в год, чем мог похвастаться редкий уездный город. Шёлковые и шерстяные ткани, железо, пряности, привозимый из Вятской губернии хлеб, а также местные меха – лис и волков, зайцев и белок, куниц и горностаев – таков был обстоятельный характер варнавинского торга XIX века.
Главный феномен Варнавина – удивительный косторезный промысел. На фоне того, что большинство населения края и в XX веке продолжало заниматься выработкой брёвен для сплава, сидкою дегтя, выделкой мочала и других лесных изделий, которые отправлялись на приволжские пристани, а также сапожным, столярным, токарным и гончарным делом, поистине невероятным кажется история развития в далёком от моря регионе искусства резьбы по кости, начавшаяся в 1970 году благодаря прибытию из Холмогор выпускника местного косторезного училища Парфёна Черниковича, сумевшего не просто укоренить забытый вид народного искусства, но и поднять его на небывалую высоту.
Варнавинское косторезное ремесло, известное ещё в начале XVIII столетия, к 1960-м годам оказалось на грани полного забвения. Черникович воссоздал промысел и его художественный стиль с орнаментами нижегородской домовой резьбы, обучил новое поколение косторезов и открыл в Варнавине профессиональную фабрику резьбы по кости, изделия которой – ажурные шкатулки, ларцы, игольницы, подсвечники, рукоятки для павловских ножей, вязальные крючки, письменные приборы, стаканы, вазы, шахматы, скульптурные композиции – за полвека удостоены десятков наград на престижных российских и международных выставках. Они пополнили собрания центральных музеев страны, включая Эрмитаж.
Помимо славных ремесленных традиций, Варнавино притягивает любителей отдыха на природе: с Красной горы, под которой стоит часовня на роднике преподобного Варнавы Ветлужского, открывается один из лучших видов окрестностей – на уходящую за косогор безмятежную Ветлугу и бесконечные лесные дали.
Ильинское* – небольшое село на правобережье Ветлуги, примечательное ярусной колокольней Ильинской церкви XVIII века – одной из последних деревянных колоколен Поветлужья. (Посещение Ильинского требует получасового заезда и будет выполняться при наличии времени.)
Троицкое – одно из древнейших сёл Воскресенского уезда, стоящее на живописной старице Ветлуги, в месте средневековой речной переправы на пути от Городца в вятские земли, известной ещё в XV веке. Троицкое, что на Бабьей горе (как оно именовалось до революции) вызывает интерес деревянным “двойником” – холодной Троицкой церковью 1713 года со старинным кленовым иконостасом и тёплым Зосимо-Савватиевским храмом 1870 года, унаследовавшими названия престолов от более древних церквей Черноезерского мужского монастыря, занимавшего прибрежный холм.
Почти не закрывавшийся в советское время Троицкий храм – в числе лучших по сохранности памятников деревянного зодчества всего Поветлужья (в федеральном охранном статусе). Созданная зодчим петровской эпохи в плане «корабля», церковь изначально состояла из паперти, трапезной, молельного зала, перекрытых увеличивающимися по высоте крутыми двускатными кровлями, и алтаря с крышей на пять скатов. Отдельно стоящий высокий восьмерик колокольни с открытой галереей и шатровым верхом в начале XIX столетия соединился с папертью храма, образовав единый ансамбль. В то время в приходе этого храма жил старец Фёдор Кузьмич, которого молва называла скрывшимся царём Александром I, в чью скоропостижную смерть неохотно верил народ.
Озеро Светлояр – самое известное озеро в междуречье Керженца и Ветлуги, воспетое Мельниковым-Печерским в романе-эпопее «В лесах» как исконное место обрядовых народных праздников с яркими пережитками язычества, которые стараниями «ревнителей древлего благочестия» из соседних скитов постепенно искоренены и заменены легендой о «граде Китеже», возникшей в среде староверов в конце XVIII столетия. Проза Мельникова послужила основой многим произведениям искусства XIX века, в частности опере Николая Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», после премьеры которой в 1907 году Светлояр стал главным в списке мистических мест Поветлужья и всего Нижегородского Заволжья.
Владимирское – село в пойме родниковой речки Люнды, правого притока Ветлуги, в полуверсте от озера Светлояр. Среди трёх сельских храмов выделяется сложного объёма, рубленная “в лапу” клетская церковь Владимирской иконы Богоматери XVIII века со статной восьмериковой колокольней, от которой в престольный праздник начинается крестный ход вокруг Светлояра – традиция, пронесённая местной общиной сквозь лихолетья и эпоху богоборчества. Многие литераторы по пути к Светлояру захаживали в этот храм: писатель и этнограф Павел Мельников-Печерский, прозаик и публицист Владимир Короленко, «певец Средней полосы» Михаил Пришвин, нижегородский сказочник Иван Ковалёв, учившийся в местной школе.
Будилиха* – старообрядческая деревенька в полутора десятках вёрст от Светлояра, в которой на берегу пруда стоит разрушающаяся деревянная Покровская церковь с колокольней, построенная, вероятно, на основе молитвенного дома староверов белокриницкого согласия. Община в Будилихе была зарегистрирована в 1906 году и стала одной из первых в губернии после издания указа Николая II об укреплении начал веротерпимости. Ныне же четверик с пятигранным алтарем и многоярусной колокольней – одно из последних свидетельств былого процветания ветлужских старообрядцев.
Воскресенское – известное с XVI века торговое село, сто лет назад бывшее центром уезда и главным торговом пунктом в нижнем течении Ветлуги. После разрушения большевиками величественного пятипрестольного соборного храма Воскресения Словущего основной достопримечательностью этих мест стала стоящая на берегу реки, в окружении парка, усадьба лесопромышленника Сергея Беляева, выстроенная в 1904-1905 годах в стиле модерн с элементами русского теремного зодчества. В ходе нашей экскурсии мы зайдём в стены искусно украшенного резьбой особняка, увидим оригинальные расписные плафоны интерьеров, а затем поднимемся на балкон, с которого Сергей Никанорович следил за плотогонами на Ветлуге, и вспомним драматическую судьбу четы Беляевых.
Достойна внимания и вторая усадьба Воскресенского – наследие лесопромышленников Шагиных, объединивших два главных дома (конторский и жилой) в единый двор с воротами, за которыми скрываются флигель и хозяйственные постройки. Созданная в начале XX века, усадьба имеет каменный первый этаж и богато декорированный деревянный второй этаж, исполненный в стиле эклектики. Лепные карнизы, великолепные резные наличники, настенная резьба с растительным орнаментом – всё это делает усадьбу Шагиных выдающимся памятником деревянного зодчества Поветлужья.
Галибиха – яркая жемчужина в деревянном ожерелье Поветлужья, единственная в этом краю барская усадьба не с одним, а несколькими домами-теремами в едином стиле. Выведенный Гоголем в «Мёртвых душах» под фамилией Собакевича помещик Собакин продал эти земли мечтавшему стать лесопромышленником гвардии поручику Николаю Левашову, а его зятья взяли в руки сооружение нынешнего имения. Заложил парк и сделал проект первый зять Левашова – барон Андрей Дельвиг, отец-основатель будущего МИИТа, начал стройку второй зять – граф Николай Толстой, родственник знаменитого писателя.
Расцвет поместья пришёлся на поколение детей Николая Васильевича – Вячеслава и Валерия Левашовых: четыре резных терема и каменный особняк были окружены садом с сибирскими кедрами и лиственницами, теплицами, оранжереей с плодовыми деревьями, в одном из зданий усадьбы работала астрономическая обсерватория с телескопом, а для связи с поместьем действовал телефон. Крестьянские дети учились в школе, основанной на средства братьев, а их родители лечились в больнице, опекаемой Левашовыми. Воспоминания и материальные свидетельства былого благополучия усадьбы, сметённого вихрем революции, сегодня по крупицам собирают энтузиасты.
Докукино – вотчинное село Левашовых в шести верстах ниже Галибихи по течению Ветлуги, примечательное клетской деревянной церковью Параскевы Пятницы – единственным храмом округи, поставленным уже после революции(!) 1917 года – в 1920 году. Основная особенность конструкции храма – специально устроенный для церковного хора балкон под самым шаровидным куполом здания.
Успенское – село ещё в десяти верстах ниже по реке, на самом берегу Ветлуги, приметное поместьем лесопромышленника Казанцева – одним из самых больших по площади деревянных красавцев-домов Поветлужья – с высокими окнами, строгими рельефными наличниками и редкой в этих краях обшивкой под каменный руст. Обрамлённый аллеей вековых лип с западной стороны, восточным фасадом дом обращён к Ветлуге, рассветом на которой хозяин мог любоваться с балкона кабинета второго этажа. К северу от главного дома сохранилась Покровская церковь русско-визайнтийского стиля – второй на Ветлуге храм по проекту Константина Тона.
Два посещаемых нами села – Воскресенское и Успенское – объединяет фигура капиталиста, отправителя с Ветлуги крупнейших белян Сергея Беляева, имевшего в первом дом-теремок, а во втором – стекловаренный завод и неподалёку от него – частный кордон на паях с промышленником Казанцевым, владельцем Успенского. Вас ждёт подробный рассказ о традициях лесозаготовок XIX века, о торговых путях того времени и о судьбах людей – представителей лесного Ветлужского края.
ОБЩАЯ ПРОГРАММА ПОЕЗДКИ
1 апреля
Сбор на Ярославском вокзале в 23.20. Отправление поездом в Семёнов в 23.45.
2 апреля
Прибытие в Семёнов. Завтрак. Посадка в автобус. Отправление на маршрут на полный световой день по Нижнему Поветлужью. Обед и ужин на маршруте. Вечером заселение в гостиницу. Время для вечернего отдыха.
3 апреля
Подъём. Посадка в автобус. Отправление на маршрут на полный световой день по Среднему Поветлужью. Обед и ужин на маршруте. Отправление на поезде в Москву в 21.21. Ночёвка в поезде.
4 апреля
Прибытие в Москву в 5.52 на Ярославский вокзал.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ДЕТАЛИ
1. Транспорт
Переезды Москва – Семёнов и Урень – Москва организуется ночными поездами (по выбору: плацкарт, купе). Остальные выезды – заказным микроавтобусом. По городам и селениям преимущественно пешие прогулки.
2. Ночёвки
На маршруте три ночёвки. Первая – в поезде Москва – Семёнов. Вторая – в гостинице. В гостинице весьма комфортабельные номера с удобствами (туалет, душ). Размещение по умолчанию двух- и трёхместное, по запросу – одноместное. Третья ночёвка – в поезде Урень – Москва.
3. Тематика маршрута
Поговорим об истории Нижегородской губернии, деревянном зодчестве, истории православия, ремёслах края, старообрядчестве, дореволюционной архитектурной школе.
4. Подходит ли вам эта поездка?
Апрельская нижегородская поездка – это маршрут, который подходит для всех категорий путешественников, включая детей от 7 лет. Недлинные переезды, вполне комфортные условия, спокойный темп маршрута. Ограничений нет, но вы должны быть готовы к ранним подъёмам.
5. Сроки принятия решения
Группа набирается до того момента, пока есть свободные места в автобусе. Чтобы гарантировать себе место в группе, принимайте решение заблаговременно!
6. Как стать участником
Хотите стать участником этого путешествия? – Тогда вам сюда. Если вы уже знаете Правила нашего Клуба и готовы записаться в поездку, просто заполните форму для записи. Она находится в конце этой страницы.
7. Дополнительная информация
За 12 лет Клуб многократно посещал Нижегородскую область, но Среднее и Нижнее Поветлужье запланированы в составе маршрута Клуба впервые. Всю дополнительную информацию о весеннем путешествии мы готовы рассказать вам и вашим друзьям по почте. Пишите нам, и поезжайте вместе с нами на нижегородские просторы!
Всегда ваши,
Иван да Марья
В анонсе использованы фотографии неизвестных авторов. Все снимки принадлежат их авторам. Если вас нет в списке авторов фото, но в этом анонсе вы обнаружили свою фотографию, напишите нам, и мы укажем ваше авторство. Если вы не согласны с использованием вашей фотографии в этом анонсе и/или считаете, что нарушены ваши авторские права, напишите нам, и мы удалим фото по вашему первому требованию.
* * *
ЭКСПРЕСС-ЗАПИСЬ В ПОЕЗДКУ
[contact-form 404 "Not Found"]