Три восточные столицы: отчёт о путешествии (ноябрь 2011). Часть 2. Этнографический парк «Сувар»
Этот пост относится к разделу «Отчёты о путешествиях» рубрики «Турклуб «Иван да Марья».
День народного единства за несколько лет успел стать привычным и в чём-то даже традиционным праздником для всех россиян. Традицией нашего Клуба стала организация на четвёртое ноября новых увлекательных поездок по России. В 2011 году на ноябрьские праздники мы поехали по новому маршруту «Три восточные столицы», который объединил в одном путешествии Чебоксары, Йошкар-Олу и Казань. Вечер первого дня поездки мы провели в этнокультурном парке «Сувар» в Чебоксарах, где собрано около полутора сотен деревянных скульптур, связанных с чувашской мифологией сувар. В этом отчёте — рассказ о необычном парке.
Этнографический парк «Сувар» расположен на территории санатория «Чувашия», со всех сторон окружённого сосновым бором. К нему мы и направляемся, по пути слушая историю создания парка. Ежегодно на территории санатория, в лесу, проходит симпозиум скульпторов. Мастера-резчики из разных республик в течение двух недель трудятся над своими работами, а в последний день симпозиума готовые скульптуры выставляют в парке для обозрения публики. Так за тринадцать лет сосновый бор вокруг санатория обогатился более чем ста тридцатью скульптурами разных форм, изображающих богов и божеств древней мифологии чувашей — сувар.
Сувары — древние предки чувашского народа. Они были язычниками и верили, что вся вселенная делится на три части — верхний мир, светлый мир и нижний мир. Верхний мир — обитель богов, высших и чистых существ. Нижний мир — обиталище духов. Где-то посередине между богами и духами нашлось место для людей, животных и растений — это светлый мир. Вера в три части вселенной нашла отражение в планировке парка «Сувар»: три «горы», то есть три возвышенности, как раз символизируют три мира. На Золотой горе стоят скульптуры богов, на Серебряной — людей, на Медной — духов. Сосны же стоят на всех трёх горах и органично дополняют пейзаж.
Центр парка — древо жизни, перед которым стоит одноимённая скульптура, называемая по-чувашски «юпа». «Юпа» — буквально означает «столб». По представлениям сувар, идея столба сопричастна идее вертикали, соединяющей все три мира. Поэтому именно столбовая скульптура отлично передаёт древнечувашскую идею единения всех миров, а также доносит образность духа мифического существа или человека, которому она посвящена. Центральный образ скульптуры «Древо жизни» — образ Матери. Здесь она представлена в облике орлицы, сидящей на яйцах и дарующей жизнь. Похожие образы Матери мы ещё не раз увидим в парке.
Наш путь лежит по первой тропинке, на Золотую гору — в далёкое прошлое человечества. Но попасть в золотую эпоху прародителей героев, богатырей и исполинов непросто. Сначала нужно перейти бездонный овраг Ахрат, а затем пройти через трое ворот. У первых ворот нас встречают две юпа — «Мать Золотой горы» и «Отец Золотой горы». На фотографии мы видим Отца.
Отец и Мать пропускают нас ко вторым воротам, где стражу несёт Орёл — хранитель Золотой горы. Спокойная, с достоинством сидящая на столбе птица неподвижна. Орёл среди других существ ближе всех к Богу — это подчёркивает высокий постамент скульптуры.
На постаменте, к слову, множество древнечувашских узоров и надписей — любопытно было изучить их в деталях.
А пока одни занимались сличением узоров, другим Людмила Владимировна Балтаева рассказывала о том, как пройти через третьи ворота Золотой горы — они видны на заднем плане. Кстати, именно семье Балтаевых мы во многом обязаны фактом существования парка: значительную часть скульптур вырезал из дерева Николай Михайлович Балтаев, муж нашего экскурсовода. Работы всё это, без преувеличения, мастерские.
И вот — Золотая гора. Перед нами главная богиня — «Богиня-Мать» в образе богини плодородия, на который определённо указывает пышное тело женщины. Почитание родителей, и особенно матери имело для сувар решающее, святое значение. Главной заботой древних людей была борьба за выживание и за рождение новых поколений. Богиня-Мать, помимо потомства, способствует и удачному развитию земледелия, необходимого для того, чтобы прокормить семью.
Образ Матери может быть преемственным: здесь мы видим три поколения матерей — бабушку, мать и деву. Лики обрамляют символы женской груди в виде плодов — источника жизни для ребёнка, который сам является плодом жизни.
По некоторым скульптурам можно изучать национальные костюмы сувар. Вот пример суварской женщины в традиционных одеждах и головном уборе — это богиня Хыпар, заменявшая суварам не существовавший в ту пору телевизор.
Хыпар приносила людям вести — добрые или худые. Собственно, «Хыпар» в буквальном переводе и означает «весть», или «вести» — в наши дни есть такая газета в Чувашии.
На чувашском Олимпе были свои любовные истории. Вот скульптура «Юратупа Киремет», олицетворяющая образ сына великого бога Киремет и богини любви и верности Юрату. Венценосный отец дал Киремет великую судьбу — делить счастье между людьми. Об том узнали злые силы и подбили людей на зло: когда Киремет спустился на землю, он был убит, а пепел его развеян по ветру. Где падал этот пепел — там вырастали дубы, сосны и липы, и в каждом дереве стала обитать душа Киремет, который хотел подарить людям счастье. Юная Юрату узнала о беде и поспешила за любимым в загробный мир. Пройдя все испытания потусторонних сил и найдя его среди злых духов, девушка вдохнула в Киремет живительный воздух, и юноша ожил. Пара вернулась к Великому Богу вместе, и владыка вселенной назначил Юрату Великой Богиней любви и верности.
На Золотой горе есть много непривычных нам образов. Стоит на столбе «Ай-уй, огонь» — образ маленького огня. Выселяясь из родительского дома, молодые жёны непременно брали с собой огонёк — горящие угли из родительского очага — и приносили в новый дом. Это ещё одна скульптура, повествующая о преемственности жизни и традиций.
Наконец, самая крупная скульптура на Золотой горе — «Меч Атиллы». Богом войны у римлян был Марс, обладавший мечом, который даровал преимущество в войнах. Его обрёл царь гуннов Атилла и, по преданию, объединив все родственные племена, возглавил великую империю гуннов. Это было в V веке, а в начале XVIII века потомки гуннов переселились в Среднее Поволжье и вскоре основали город Сувар. Так началась история чувашского народа, который считает Атиллу великим предком своей нации.
Меч Атиллы заинтересовал многих: предпринималось много попыток его запечатлеть на память.
А кто не фотографировал — те просто слушали.
Групповую фотографию мы делаем возле «Птицы счастья»: птица-невидимка живёт только в том доме, где царят доброта, тишина и покой. А если начинается ссора, птица из дома улетает. С удовольствием замечаем, что у нас в команде участников как раз сложились тёплые дружеские отношения, и птица счастья до конца поездки была рядом с нами. 🙂
Когда мы пошли на Серебряную гору, уже стояли сумерки, и последние лучи солнца пробивались сквозь могучие сосны. Мы успели рассмотреть очередную скульптуру Матери — это «Орлица — мне Мать», близкая к Богу. Она изображена в образе простой матери, которая есть у каждого из нас.
Рядом с матерью — «Воин», охраняющий её и весь наш светлый мир.
Есть на Серебряной горе образы, олицетворяющие конкретных людей. Старик с длинной бородой — это отец Иакинф, известный до принятия монашества как Никита Яковлевич Бичурин — член духовной Российской миссии в Китае. Он прославился тем, что за тринадцать лет работы в Поднебесной создал множество научных трудов, перевёл десятки книг и даже издал огромный девятнадцатитомный китайско-русский и русско-китайский словарь. Его новая работа в Министерстве иностранных дел Российской империи не мешала Бичурину издать ещё шестнадцать книг, шесть из которых удостоились Демидовской премии — самой почётной неправительственной наградой России. Бичурин был свободомыслящим человеком, общался с Пушкиным, с декабристами, и это сделало его опасным человеком в глазах царского правительства. Он был удалён от всех дел и умер в одиночестве в тайной келье монастыря в 1853 году.
Многие известные и редкие образы можно найти в парке «Сувар». Здесь есть боги плодородия и роды, покровители грибников и плотников, силуэты основ мира и бытия. Издан даже специальный путеводитель по парку «Сувар», чтобы не запутаться в нём (ведь табличек и других опознавательных знаков здесь нет).
Каждый участник группы выбрал понравившуюся скульптуру и сфотографировался с ней на память. Нам, например, приглянулся этот стражник.
А кому-то больше остального понравились сами деревянные узоры на отёсанных брёвнах.
Путешествие по Серебряной горе мы заканчиваем у необычной скульптуры — это воротца, через которые должны проходить домашние животные в новый загон. Согласитесь, многие традиции чувашского народа живы и у нас на селе.
Когда уже совсем стемнело, и на лес опустилась ночь, мы пришли на Медную гору — в гости к добрым и злым духам, в царство таинственных и потусторонних сил. Здесь, в сосновом бору, за главного леший — волосатый, с длинным хвостом и зелёными глазами. Он происходит от душ путников, заблудившихся и замёрзших в лесу, и от душ подброшенных девушками в лес незаконнорожденных детей. Леший нарочно отзывается на голос человека, чтобы заманить его в непроходимые болота, а там защекотать насмерть. Страшный персонаж, но есть две вещи, которых он боится: огня и света. Так что мы его со вспышкой жахнули, на всякий случай.
Ещё один милый герой тёмного царства — Йерех — дух, живущий в сараях, амбарах и прочих подсобных помещениях. Йерех по природе добр и защищает людей и животных от болезней и порчи. Единственное, если люди возгордятся и начнут обижать друг друга, Йерех может и долбануть кого-нибудь в темноте деревенского амбара. В общем, с ним тоже нужно поаккуратнее.
Внушают уважение на Медной горе и женские персонажи. С этой барышней с рогами сразу всё понятно: от такой добра не жди.
По соседству стоит другая, поприличнее, но слишком подозрительно выпячивает попу. Мужчины, будьте бдительны: это «Красавица» в образе змеюки подколодной! Явится такая ночью в облике прекрасной девушки — её не любя полюбишь, не хваля похвалишь, а потом оморочит душу, заиграет, затомит в горячих объятиях… В общем, с женой могут быть проблемы. Лучше таких «красавиц» всячески избегать и в лес в одиночестве ночью не ходить, а только организованными группами.
В парке «Сувар» было ещё много скульптур, которые остались неосмотренными: мы видели только самое главное. Но и этого нам хватило, чтобы убедиться и понять: чуваши чтут и уважают свою древнюю мифологию и оберегают народные традиции. Сам парк — очень достойное начинание и отличная достопримечательность для такого интересного и разного города, как Чебоксары. Мы сюда ещё как-нибудь вернёмся!
Продолжение отчёта о нашей поездке вы можете найти в разделе «Отчёты о путешествиях»:
Часть 1. Чебоксары
Часть 3. Йошкар-Ола
Часть 4. Казань
Всегда ваши,
Иван да Марья
Путешествие в этот этнографический парк мне напомнило о том, как хитро всё переплетено в истории. Долго не буду мудрить — скажу лишь об одном факте. Всем известно, что предки наши были язычниками на всей территории России. Православие пришло только в 10 веке, а куда и позднее. Так вот, русская душа настолько многогранна, что она при крещении часть традиций перенесла от языческого прошлого и бережно лелеет до сих пор. Например, у Сувар был праздник, с 22 марта по 22 июня, когда по традиции на стол ставили хлеб-соль и яйца. Пасха проходит в те же числа (переходящий праздник) и не мыслима уже без всё тех же яиц.
И Чебоксары.
После успешного посещения Саранска вызывают интерес соседние столицы и регионы — Йошкар-Ола (посмотрел фото) и, возможно, Ижевск. Пермь?