Масленица на Пинежье и Мезени: Голубинский карст* – Красная горка – Пинега – Кулогора* – Шотова – Карпогоры – Ваймуша – Кеврола* – Веркола – Кулой* – Совполье – Кимжа – Кильца – Лампожня – Мезень (с празднованием Масленицы)
ПОЕЗДКА СОСТОЯЛАСЬ
6-8 марта 2022
ГОЛУБИНСКИЙ КАРСТ* – КРАСНАЯ ГОРКА – ПИНЕГА – КУЛОГОРА* – ШОТОВА – КАРПОГОРЫ – ВАЙМУША – КЕВРОЛА* – ВЕРКОЛА – КУЛОЙ* – СОВПОЛЬЕ – КИМЖА – КИЛЬЦА – ЛАМПОЖНЯ – МЕЗЕНЬ
Поездка выходного дня
3 дня / 4 ночи
Вылет 5 марта в 21.00
Возвращение 9 марта в 8.15
Как жемчужины нанизаны на две голубые нити старинные поморские сёла, привольно раскинувшиеся на живописных прибрежных угорах Пинеги и Мезени – двух великих рек Поморья… Хотите увидеть их – наиболее красивые деревни Русского Севера?
На мартовские праздники 2022 года отправляйтесь вместе с Турклубом “Иван да Марья” в необыкновенное путешествие по заповедному Пинежью – «краю родникового слова» Фёдора Абрамова и далёкой Мезени – к самым северным мельницам мира и самой северо-восточной точке сети европейских дорог России! В праздничном маршруте на Масленицу – три самые великолепные деревни Русского Севера – Кимжа, Кильца и Веркола! Повторов не будет – езжайте сейчас!
ОПИСАНИЕ МАРШРУТА
Пинежье – суровый, но удивительно красивый природный край, лежащий к востоку от Архангельска. Главная река этих обширных земель – длинная, почти восьмисоткилометровая Пинега, один из важнейших правых притоков Северной Двины. Дремучие леса, полноводные реки, могучие скалы и каньоны – всё это можно увидеть, приехав на Пинегу. Наиболее примечательный природный феномен – гипсовый карст: в бассейне Нижней Пинеги насчитывается свыше пяти сотен пещер.
Голубинский карст* – один из наиболее известных районов пещер Пинеги. Подходящий к самому берегу карстовый массив раскрывается впечатляющим логом, именуемым “Тараканья щелья”. Лог, то есть длинный глубокий каньон, тянется здесь на длину около двух километров. Отвесные тридцатиметровые склоны ущелья скрывают древние пещеры, гроты и подземные озёра. Учёные доказали, что и сам лог образован вследствие обвала огромной карстовой пещеры в древности.
Самая крупная и самая доступная для организованного посещения пещера лога – Голубинский провал, который спелеологи изучают уже более полувека. Подземная система ходов насчитывает более полутора километров (но по соседству на Пинеге есть и более длинные пещерные системы). В ходе обзора Голубинского карста вас ждёт увлекательный рассказ о гипсовых пещерах, провалах и пустотах. Вы узнаете, как рождаются и умирают пещеры, и сколько они живут. Затем мы отправимся дальше!
Красная горка – самое высокое место в нижнем течении Пинеги, более четырёхсот лет известное по Красногорскому Богородицкому монастырю – одной из трёх православных обителей этого таёжного края. Прославленный чтимыми Грузинской и Владимирской иконами Богородицы, монастырь был духовным центром Нижней Пинеги, но, пережив екатерининские реформы, он не устоял перед большевистским разорением.
На Красной Горке находится захоронение одного из самых выдающихся государственных деятелей России допетровской эпохи, фаворита царевны Софьи князя Василия Васильевича Голицына. Это его стараниями Россия вела успешную внешнюю политику в отношении Османской империи, Китая, Швеции, Польши. Это именно он возглавлял в Москве Посольский приказ, из которого вышел современный МИД. Но увы: боярин и государственный муж окончил свои дни в ссылке на Пинеге, в тихой обители.
От стен Красногорского монастыря открывается лучший вид окрестностей: пинежские леса – до горизонта!
Пинега – унаследовавший название от одноимённой реки старинный уездный город, низложенный в советское время до статуса посёлка и получивший известность главным образом как центр северной ссылки. В числе известных каторжан – будущий маршал Климент Ворошилов и будущий председатель Совнаркома Алексей Рыков. В Пинеге написал свой первый рассказ «На льдине» арестованный по делу о покушении на Александра III Александр Серафимович. А Александр Грин, вспоминая свою пинежскую ссылку, описывает в рассказе «Сто вёрст по реке» путь из Пинеги в Архангельск.
Со времён Грина и Серафимовича сохранился исторический облик центра города, называемой «Володинским кварталом» по фамилии трёх предприимчивых братьев, первых богачей города до революции. Занимаясь широкой торговлей, пароходством и лесозаготовками, они давали работу сотням пинежан. Подробнее о жизни Пинеги-города XVIII-XIX веков мы можем поговорить в местном краеведческом музее.
Кулогора* – деревня на живописном угоре Пинеги в том её месте, где река разделяется на два рукава и меняет ход течения, обращая его к юго-западу, к великой Северной Двине. Разделяется здесь на два направления и дорога. Недавно проложенный круглогодичный тракт уходит к Мезени, а выше по реке, на Среднюю Пинегу, путь лежит по зимнику – через ледовые переправы.
Кулогора – это лучшее место для наблюдения заката над Пинегой: все дома деревни обращены парадной, уличной стороной на реку, к юго-западному склону, освещаемому заходящим солнцем.
Шотова – деревня на Средней Пинеге, близ Карпогор, известная каменной церковью Покрова Богородицы, заложенной в 1904 году при участии Иоанна Кронштадтского, знаменитого пинежского уроженца. Отдалённо напоминающий по облику собор святого князя Владимира в Киеве, храм на Шотовой горе заметен издалека: берег здесь высок, а пойма реки максимально широка и живописна.
Отсюда же начинается ожерелье карпогорских деревень с их огромными домами-дворами с семью-восемью окнами на фасаде, нередко украшенные резьбой и росписями и неизменно увенчанные фигурой коня на охлупне.
Карпогоры – старинное, известное с XVII столетия правобережное село, ставшее преемником Пинеги-города в административном управлении обширными землями Пинежья. Лишённый круглогодичной дороги во внешний мир, в распутицу этот малонаселённый край сообщается с Архангельском главным образом по тупиковой железнодорожной линии, которая когда-нибудь станет магистральным ходом «Заполярного Транссиба» – «Белкомура». Пока же облик старой части села в значительной степени патриархален.
В Карпогорах ещё можно найти улицы с целыми рядами старинных дореволюционных изб, несущих потомкам сведения о традициях и былом мастерстве северных плотников, а также о вкусах местных жителей, многие из которых как сегодня, так и сто лет назад, были связаны с лесозаготовками.
Как административный, культурный и образовательный центр Пинежского района, Карпогоры имеют свою библиотеку, районный Дом народного творчества с выставочным залом и подворье Артемиево-Веркольского монастыря, коего нам ещё предстоит достигнуть.
Любители народного деревянного зодчества смогут оценить карпогорские охлупни: изготовленные из целого бревна с окончанием, вырубленным в виде головы коня (отсюда и “конёк” крыши), местные охлупни весьма архаичны. Их функция – прижимать верхние концы тёсаной кровли, что изначально достигалось притягиванием охлупня к верхней слеге деревянными штырями.
Современные авторы перенимают лучшие традиции плотницкого ремесла: поглядите, какая Петропавловская церковь появилась в Карпогорах в наше время! Спустя век она тоже пополнит список памятников истории Пинежья.
Ваймуша – соседняя с Карпогорами деревня на правом берегу Пинеги, примечательная своим рельефом, этнографическим музеем «Истоки», столетней школой в особняке купца Коровина и тем фактом, что Институт земного магнетизма проводил здесь опыты по созданию искусственного полярного сияния над пинежской тайгой.
В Ваймуше исстари была сильна этнографическая традиция. Ваймушский народный хор хорошо известен фольклористам и этнографам России: он органично входит в славную песенную традицию Пинежья, с которой мы познакомимся в зимней поездке.
Архитектурная достопримечательность Ваймуши и соседних деревень – типично пинежские амбарчики, достойные отдельного рассказа.
Кеврола* – одно из древнейших селений Пинежья, упомянутое летописцем ещё в первой половине XII века. Лежащая через реку от Ваймуши, Кеврола в начале XVII столетия была центром обширного уезда; здесь стояла крепость с мощными валом и рвом, внутри стен находились воеводский, земский и кружечный дворы, а плывшие по Пинеге ладьи причаливали к бревенчатой пристани. К екатерининскому времени в Кевроле красовались два храма, колокольня, канцелярия, питейный двор и несколько десятков крестьянских и солдатских дворов.
От былого великолепия старой Кевролы остались отдельные избы и городок самобытных пинежских амбарчиков. Со стороны можно подумать, что это музей деревянного зодчества в Малых Корелах, но нет – это дореволюционные амбары в живой деревне!
Духовное значение Кевролы огромно: это был исторический центр распространения христианства по всему Заволочью: ещё в XIV веке основан Воскресенско-Кеврольский монастырь, сгоревший в XVII столетии, но обеспечивший селу процветание на долгие годы. До наших дней из исторических церковных зданий Кевролы в целости дошёл храм Николая Чудотворца начала XX века.
Некогда великолепный храмовый комплекс-“двойник” из Троицкой церкви и колокольни требует вкладов крупных меценатов и дальнейшего восстановления. Главный Кевроло-Троицкий приход известен как минимум с XVII века, а нынешние здания относятся к XIX столетию.
Советская эпоха также оставила в Кевроле несколько артефактов, которые сегодня могут быть интересны для заезжего путника, о них мы расскажем на экскурсии по деревне.
Веркола – литературная “столица” Пинежья, воспетая классиком советской «деревенской прозы» Фёдором Абрамовым. Уроженец тихой Верколы, в своих романах, рассказах и очерках Фёдор Александрович неизменно выводил крестьянский мир Русского Севера в его правдивом свете, за что был не раз критикуем советской властью.
Описание творческого кредо Абрамова, столетний юбилей которого широко отметили в Верколе в 2020 году, ещё ждёт своего исследователя. Но уже можно прикоснуться к коллекциям документов, рукописей, писем и фотографий недавно ушедшей эпохи в мемориальном музее писателя. Письменный стол, ручки, сувениры, привезённые Абрамовым в “край невероятных просторов, раздолья и воли” – всё это подлинные экспонаты, выставленные в нескольких зданиях.
В Верколе сохранились мемориальная усадьба Абрамова (дом писателя, рядом с ним он захоронен) и здание сельского училища, построенное в 1877 году на средства и при участии Артемиево-Веркольского монастыря; здесь и размещалась трудовая школа, где в 1928–1932 годах учился Фёдор Абрамов.
Год от года набирают популярность Абрамовские чтения, местные литературные вечера и фестивали: одно из старинных сел Пинежья стало подлинным литературным сердцем региона.
Проведя всё детство в родной Верколе, Абрамов переносит на страницы своих произведений местный быт и обычаи, описывает конкретные здания и выводит героев, прототипы которых порой – реальные соседи-селяне. Несколько человек из числа героев абрамовских рассказов ещё, к счастью, живы! На пешеходной экскурсии по Верколе мы пройдём по главным из упомянутых мест села.
Так, особое место занимает сохранившийся крестьянский дом семьи Иняхиных начала XX века – традиционный для Среднего Пинежья двухэтажный дом-двор с амбаром и изгородью. Это объект большого исторического и литературоведческого значения, так как его хозяин Иван Васильевич Иняхин стал прототипом Павла Васильевича Савина – героя рассказа «Последний старик деревни». Дом был счастливо спасён от разрушения и в прошлом году реконструирован под новую музейную экспозицию.
Главный герой произведений Абрамова – северная пинежская природа. В Верколе, где река, поворачивая, образует протяжённую живописную излучину, в этом происходит полное и безоговорочное укоренение.
А вот “громадное зелёное дерево, царственно возвышающееся на отлогом скате горы” – гигантская старая лиственница: с её описания начинается первая глава дебютного романа Абрамова «Братья и сёстры», за который (в составе трилогии) он много позже получит Государственную премию СССР. Дерево и сейчас стоит на краю села, на Абрамовском угоре.
И снова пинежские амбары и амбарчики!
Через реку от Верколы стоит Артемиево-Веркольский мужской монастырь, основанный в середине XVII столетия на месте обретения мощей святого Артемия Веркольского – не религиозного подвижника, но простого отрока, прославленного народом за чудеса исцеления. Монастырь пережил расцвет в третьей четверти XIX столетия при игумене Феодосии – рачительном хозяйственнике-строителе и благодетельном подвижнике своей эпохи, принявшем за основу монастырского устройства общежительный устав монахов знаменитой Коневской обители на Ладожском озере.
Помимо главного храма обители, построенного при Феодосии, вызывает архитектурный интерес Ильинская церковь с бочкообразным завершением, срубленная в 1697 году и переложенная в XIX веке. Стоящая на старом кладбище у монастырских стен, она соседствует с восстановленной деревянной Артемиевской часовенкой, в которой в годы царствования Михаила Романова пребывали нетленные мощи отрока.
Триаду каменных храмов обители XVII-XIX веков представляют Артемиевская церковь, трапезная Казанская церковь и не восстановленный пока после лет богоборчества венчающий ансамбль Успенский собор с “висячей” галереей, построенный на средства святого праведника Иоанна Крошнтадского, родовое село которого, Сура, стоит на пятьдесят вёрст выше по реке.
Своим возрождением Веркольский монастырь обязан прежде всего Людмиле Владимировне Крутиковой, вдове писателя Фёдора Абрамова. Ещё предстоит восстановить самое высокое здание – каменную колокольню с башенными часами, чтобы звон благовеста разносился, как до революции, на многие вёрсты вверх и вниз по реке. Сам Фёдор Абрамов похоронен, согласно его завещанию, на живописном угоре против монастыря, в родном селе.
Кулой* – историческое селение на берегу одноимённой реки, впадающей в Мезенскую губу Белого моря. Длинный ненаселённый тракт, соединяющий Пинежье и Мезень, огибая озёра и болота, пересекает водораздел бассейнов Пинеги и Мезени. Но между ними лежит ещё один маленький бассейн реки Кулой, которая несёт свои воды напрямую в Белое море. При наличии времени мы заедем в Кулой, чтобы полюбоваться старинными северными избами и деревянной церковью Рождества Богородицы XIX века в стиле эклектики.
Совполье – деревня на реке Немнюга, притоке Кулоя, известная тем, что в 1546 году здесь, в некогда бывшем селе Малая Немнюжка родился святой Трифон Вятский, основатель и настоятель Вятского Успенского Трифонова монастыря – старейшего архитектурного комплекса современного города Кирова.
Помимо природной красоты, деревня примечательна скромной, но солидной по возрасту часовней XVIII века, стоящей в одном из дворов.
Кимжа – главная цель поездки, одно из самых красивых и аутентичных по облику селений Поморья, подлинное украшение Мезенского края и всего Русского Севера. Именно в Кимже сохранилась единственная на Мезени церковь собственно мезенского типа – однопрестольный Одигитриевский храм, срубленный в 1709 году и кропотливо восстановленный методом полной переборки год назад.
Облик зимней Кимжи завораживает и пленяет с первого взгляда. Деревня выглядит, как оживший музей деревянного зодчества, только тут всё взаправду: пять десятков крепких северных изб, между дворов играют дети, в домах пекут пряники, из труб поднимается дым, на реке ловят рыбу, в лесах собирают по осени ягоды и охотятся.
Сложно поверить, но это правда: все дома Кимжи – исторические, и всем больше ста лет. Всего здесь находится семьдесят исторических памятников – это могучие северные дома-дворы (пятистенки и шестистенки), амбары, бани, мельницы и другие сооружения. Семьдесят первый памятник (и единственный – федерального значения) – Одигитриевская церковь, замыкающая перспективу живописнейшей сельской улицы с южной стороны.
Мы самым подробным образом совершим пешеходную экскурсию по Кимже, осмотрим каждый примечательный дом, подробно расскажем о традициях местного народного зодчества. Неспешные фотографы смогут сделать самые обстоятельные кадры, которые не просто останутся доброй памятью о поездке, но и вызовут неподдельный интерес близких и знакомых: такой красоты в России ещё поискать!
В Кимже до сих пор сохранилось около сорока поклонных и могильных крестов, некоторые из которых стоят в самой деревне, а большинство – за околицей. Мезенские резные кресты – это феномен, которому в Кимже посвящена отдельная экспозиция. Мы научим вас толкованию изображений и криптограмм, и после поездки вы сможете прочитать любые сокращения на крестах Поморья, которые раньше казались вам непонятным шифром.
Среди многих домов в Кимже взор останавливается на великолепной избе семьи Дерягиных, глава которой, Пётр Иванович, содержал мельницу, сохранившуюся поныне. Выделяется дом Дерягиных как единственный в Кимже, украшенный резными наличниками.
В Кимже свято чтут обычаи и обряды и поныне справляют по канонам народные праздники, например, колядуют на Рождество. Восстановлена традиция съезжих праздников, на которые собираются хоры из многих деревень по Мезени. Существует и собственный хор, принимающий участие во всех деревенских культурных событиях. Центр этнографической жизни – музей «Политов дом», который мы обязательно посетим.
Подлинное наследие Кимжи, помимо статных изб и крепких амбаров – мельницы! Сразу две из восьми сохранившихся мельниц-столбовок на высокой ряже северного типа находится здесь. Это самые северные мельницы в мире!
С помощью голландцев жители Кимжи недавно обустроили маленький, но настоящий музей мельничного дела на основе мельницы селянина Воронухина. Мы посетим его, познакомим вас с типологией мельниц и понятиями “перевёрнутая столбовка”, “мертвяк” и “правило” и объясним, как практически получал муку мезенский крестьянин в столь северных широтах.
Знакомство с этнографией Мезени продолжится в главной музейной избе. Музейщики в Кимже – люди целеустремлённые и практические: здесь не только ставят на полку старинные прялки, но и учат русским ремёслам. И, поверьте, помимо прялок и мутовок здесь есть кое-что необычное!
В Кимжу правильно приезжать именно в марте: морозы спадают, день удлиняется, и можно успеть выгодно застать как дневной свет, так и рассветные и закатные краски. Только, господа фотографы, берите валенки! За лучшими кадрами придётся немного походить по сугробам!
В награду – зимние кадры церкви Одигитриевской иконы (петровской эпохи!), высокий подклет которой выгодно поднимает над селом стройный шатёр с луковичной главкой, прорезанный крупной крестчатой бочкой, держащей ещё четыре барабана с главами.
Вечер в Кимже – это настоящее погружение в мир сельской пасторали и первозданной северной красоты.
Если небеса благоволят нам, то в ночные часы небо может показать свои краски. Быть может, именно вам повезёт запечатлеть северное сияние на фоне самых северных мельниц мира?
Поездка в Кимжу останется в вашем сердце надолго. Обещаем!
Кильца – соседняя с Кимжей деревня, настоящее “избяное царство” на левобережье Мезени в устье маленькой речки Кильцы. Планировка деревенской улицы здесь изрядно отличается от кимженской, а как именно и почему – мы расскажем в нашей поездке.
Кильца впервые упоминается летописцем в 1623 году: скоро деревня отметит четырёхсотлетний юбилей. Каждый дом в Кильце – индивидуален под стать хозияну: на одном – расписные подшивные доски…
…На другом – узорный наличник и фигурный конёк на кровле…
…Третий смотрит на улицу резным балкончиком под коньком-охлупнём. И все они старинные – и разные!
Ещё одна достопримечательность Кильцы – исторический колодец воротного типа. Сейчас такие можно встретить практически только в музеях деревянного зодчества. Несмотря на то, что Кильца стоит на рукаве Мезени (он живописно именуется Печищенский Полой), воду северяне всегда предпочитали брать не речную, а колодезную.
Многие дома-дворы Кильцы могли бы украсить Мезенский сектор музея деревянного зодчества в Малых Корелах!
Благодаря сохранённому историческому облику Кильца смогла стать редкой деревней Поморья (наряду с Кимжей и Верколой), которая вошла в состав Ассоциации самых красивых деревень России.
Самое главное в Кильце – что это не музей под открытым небом, а живая деревня, в которой ведётся хозяйство и быт.
Кильца знаменита своими обетными крестами: раньше местные жители устанавливали их «по обещанию». Кресты могли напоминать о счастливом событии – исцелении от тяжёлой болезни или о рождении ребенка. Иногда их устанавливали в память о невзгодах – неурожайных годах или наводнениях. Веря, что кресты оберегают от бед, поморы приносили к ним тканевые полотнища, платки, полотенца. Традиция сильна и сейчас. Самый известный крест Кильцы стоит на въезде в деревню.
От Кильцы мы отправимся дальше, за Мезень-реку, на правый берег – к самым дальним историческим сёлам Русского Севера!
Лампожня – первое историческое поселение на Мезени, древняя столица Мезенского края, основанная новгородцами в XIII веке. Для защиты от самоедов-ненцев Лампожню поставили на острове, отделённом от правого берега Мезени протокой. Сохранив спустя семь веков своё островное положение, в период высокой воды Лампожня доступна только посредством лодочной переправы.
Как слободка Лампожня упоминается в грамоте царя Ивана Грозного ненцам-самоедам Канинской и Тиманской тундр. Ещё до образования города Мезени именно в Лампожне проводилась ежегодная ярмарка, собирающая поморов и ненцев, коми-пермяков и сибирских промысловиков, а также иностранных купцов. Торговые караваны расходились от Лампожни по волокам – в Сибирь, Кулоем и Двиной – в Центральную Россию, морем – в Европу. О дальнейшей судьбе местной ярмарки – в нашей экскурсии по Лампожне!
Стоит посетить деревенский дом-музей Владимира Кузина, где совмещается краеведческая экспозиция по истории села и мемориальная обстановка семьи знаменитого «короля лыж», олимпийского чемпиона и двукратного чемпиона мира, а также единственного лыжника в истории СССР и России, выигравшего два личных золота на одном чемпионате.
В музее можно узнать о жизненном и трудовом пути Владимира Семёновича – первого лыжника, награждённого орденом Ленина за двойное первенство – на Олимпиаде и чемпионате мира. Любителям спорта будет приятно знать, что на Мезени ежегодно проходят традиционные Кузинские гонки.
Самый внимательный советский телезритель старшего поколения может вспомнить, что по сюжету кинокомедии Ивана Пырьева “Свинарка и пастух” Лампожня – место проживания свинарки Глаши: именно в Лампожню отправляет письма Мусаиб и сюда же, по сюжету, он затем едет, узнав о свадьбе. И хотя сами съёмки проходили не здесь, Лампожня что в середине XX века, что сейчас, остаётся местом, достойным видеокамеры.
Ещё одна достопримечательность Лампожни – конный двор «Остров», в последние пять лет популяризирующий верховую езду на Мезени. Это имеет историческую подоплёку, ведь трудом крестьян Беломорского Севера ещё в 1618 году была выведена мезенка – некрупная аборигенная лошадь северного лесного типа, и её историческим центром возникновения как раз и является Лампоженская слобода.
Хотите поближе познакомиться с мезенскими лошадками? – Тогда едем в Лампожню!
Мезень – выросший из двух новгородских слобод XVI века старинный город на правобережье Мезени-реки, историческое место царской ссылки и родина моряков-землепроходцев, участников полярных экспедиций. После исчезновения с карты Пустозерска Мезень – крайний северо-восточный город исконной Руси: дальше на север – Белое море, на восток – бездорожья Канинских тундр, откуда и сейчас по зиме приходят торговать тёплыми сапогами из оленьих шкур ненцы.
Став городом в 1780 году, Мезень фрагментарно сохранила застройку уездного периода, но планировка напоминает о событиях трёхвековой давности: две слободы до сих пор соединены одной-единственной улицей и мостом через овраг. Центр Мезени – старинная Окладникова слобода: перпендикулярная планировка улиц и образцовые двухэтажные городские дома напоминают о былом расцвете края и широкой ярмарочной торговле по главному водно-волоковому пути в первые сибирские остроги.
Три комнаты Мезенского краеведческого музея приоткрывают дверь в мир удивительных смельчаков-мореходов, торговцев-поморов, рассказывают об исчезнувших водных путях и о судьбах людей, в том числе ссыльных – от расколоучителя протопопа Аввакума до француженки-большевички Инессы Арманд.
Как и в Лампожне, в Мезени есть организованный энтузиастами конный двор, точнее – клуб мезенской породы лошадей «Мезенска лошадёнка», где занимаются дети и подростки. Они сами косят и заготавливают сено, смотрят за лошадьми, конструируют приспособления для катания.
Можно посетить небольшое хозяйство, имеющее свой музей, пообщаться с лошадьми и узнать больше об одной из самых северных в мире пород, переносящих сильнейшие холода и преодолевающих глубокий снег. И конечно, покататься на мезенках – это будет достойное завершение поездки!
ОБЩАЯ ПРОГРАММА ПОЕЗДКИ
5 марта
Вылет из Москвы (аэропорт «Шереметьево») в Архангельск (аэропорт «Талаги») в 21.00 рейсом а/к «Аэрофлот», приб. в Архангельск в 23.05. (Можно воспользоваться любым более ранним рейсом по вашему усмотрению.) Трансфер в Архангельск (14 км). Размещение в гостинице. Поздний отход ко сну.
6 марта
Весь день – на маршруте. Программа сообщается участникам по запросу.
7 марта
Весь день – на маршруте. Программа сообщается участникам по запросу.
8 марта
Весь день – на маршруте. Программа сообщается участникам по запросу.
9 марта
Ранний подъём. Переезд в аэропорт «Талаги» (14 км). Вылет самолётом в Москву. Рейсы на выбор:
1) В 5.55 рейсом а/к «Аэрофлот», прибытие в Москву в 8.15 в аэропорт “Шереметьево”.
2) В 7.00 рейсом а/к «Smartavia», прибытие в Москву в 8.55 в аэропорт “Домодедово”.
или любой более поздний рейс.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ДЕТАЛИ
1. Транспорт
Переезды Москва – Архангельск и Архангельск – Москва мы организуем самолётом. Все междугородние переезды – заказным микроавтобусом. Условия переезда комфортные. Автобусные переезды в меру длительные. Городской транспорт в этой поездке не используется. По деревням и сёлам – только пешие прогулки.
2. Ночёвки
На маршруте четыре ночёвки. Первая и четвёртая – в гостинице в Архангельске. В гостинице комфортабельные номера с удобствами (туалет, душ). Размещение по умолчанию двухместное, по запросу – одноместное, трёхместное. Вторая и третья ночёвки – в гостевых домах на Пинежье и Мезени. Более точная информация о ночёвках сообщается участникам по запросу.
3. Тематика маршрута
Мартовское путешествие на Мезень и Пинегу продолжает цикл поездок Клуба по Русскому Северу и адресовано всем, кто интересуется природой, историей и этнографией Поморья. Центральные темы маршрута – история, традиции и обряды Русского Севера, народное деревянное зодчество, северная литературная традиция, история христианства в Поморье, северная ссылка, природа Русского Севера. Приглашаем любителей авторских экскурсионных рассказов: их тематика будет весьма широкой.
4. Подходит ли вам эта поездка
Мартовское путешествие – поездка с достаточным уровнем комфорта как в транспорте, так и на ночёвках. Общий темп поездки – средний. Уровень сложности маршрута – также средний. Вам потребуется готовность к умеренно длительным переездам по зимним дорогам, но будет много попутных остановок и достаточное количество времени для отдыха. Поездка подходит для семей с детьми от 7 лет и максимально рекомендуется всем, кто ценит редкие авторские маршруты. Это отличный вариант отдыха в компании друзей-единомышленников!
5. Сроки принятия решения
Сроки не установлены. Принять решение можно до тех пор, пока открыт набор.
6. Как стать участником
Хотите стать участником этого путешествия? – Тогда вам сюда. Если вы уже знаете Правила нашего Клуба и готовы записаться в поездку, просто заполните форму для записи. Она находится в конце этой страницы.
7. Дополнительная информация
Участники Клуба путешествий «Иван да Марья» уже очень хорошо знакомы с маршрутами по Русскому Северу. Мы несколько раз бывали в пещерах Пинеги, но поездку по сёлам Пинежья и Мезени Клуб предпринимает впервые! Повторов с предыдущими маршрутами на Пинегу не будет. Спешите записаться!
Всю дополнительную информацию о зимнем мезенском путешествии мы готовы рассказать вам и вашим друзьям по почте. Пишите нам, и поезжайте вместе в нами на Масленицу в самое увлекательное путешествие по Русскому Северу!
Всегда ваши,
Иван да Марья
* * *
ЭКСПРЕСС-ЗАПИСЬ В ПОЕЗДКУ
[contact-form 404 "Not Found"]