Галич – Чухлома – Солигалич – Монзенская железная дорога: отчёт о путешествии (январь 2012). Часть 2. Чухлома – Ножкино
Этот пост относится к разделу «Отчёты о путешествиях» рубрики «Турклуб «Иван да Марья».
В разгар зимы, в январе 2012 года, наш Клуб провёл одни выходные в костромской глубинке. Перед нами предстали старинные русские города – Галич, Чухлома и Солигалич, а также лесовозная Монзенская железная дорога. Вечер первого дня мы провели в Чухломе — маленьком городке на берегу одноимённого озера. Хотите узнать новое о русской глубинке? — Читайте наш отчёт о поездке по Костромщине!
Чухлома — городок настолько малоизвестный и настолько основательно затерянный в костромских лесах, что в нём не то что мало кто бывал — мало кто слышал даже! Но в том и состоит отличие между туристами и путешественниками: в то время как вторые знают, что Чухлома существует, что сюда можно попасть на ходящем несколько раз в день автобусе от Галича, и что ударение в названии города падает на букву «у», то первые уверены, что Чухломы не существует вовсе. Для них её и правда нет — туристу здесь делать нечего. Но сам город, как видите, есть — и есть здесь даже дома, церковь и целое кафе, где можно отобедать соляночкой, рыбкой с картошечкой и закусить это всё бутербродами с красной икрой.
Если ехать в Чухлому зимой, то приезжать нужно обязательно в обед, чтобы плотно покушать, зарядиться энергией и совершить послеобеденную прогулку по городу. Прогулку — потому что слово экскурсия к этому городу применимо мало. Здесь приятно именно прогуляться — можно даже полазить по водосточным трубам деревенских домов и поотрывать с них сосульки, или подурачиться другим способом.
А потом всё же захочется узнать историю этого места — древней чудской Чухломы. В этом слове — «чудской» — корень к разгадке названия города. Чухлома — это гидроним, Чухломское озеро раньше называлось Чудским, поскольку населяли его берега финно-угорские племена белоглазой чуди. Но чудских язычников вытеснили православные славяне: город переехал с одного места на другой, языческие капища сменились православными храмами, поменялся быт и образ жизни людей. Центр современной Чухломы — это видимая со всех концов города Успенская церковь 1730 года постройки. Её невозможно пройти мимо — к ней ведут все дороги этого маленького городка.
Торговая площадь рядом с городским храмом когда-то была самым оживлённым местом Чухломы — здесь стояли торговые ряды, уничтоженные при советской власти. На месте другого каменного храма появился сельский кинотеатр, а с противоположной стороны площади — памятник бойцам, павшим в годы войны.
Между тем, люди, помнящие войну, в Чухломе ещё есть: то ли живут здесь старики очень долго, то ли время в Чухломе просто остановилось. Эта фотография сделана нами, но такая же могла быть сделана и десять, и двадцать, и пятьдесят лет назад.
Чухлома когда-то была известна своими плотниками. Сейчас навыки лучших мастеров безвозвратно утеряны, но ещё жива традиция вывешивать перед входами в магазины, почту и кафе красивые вывески ручной раскраски. В больших городах такие уже невозможно встретить.
Домики здесь простые, незатейливые. Неторопливо спускаются они по пригорку от старого кремлёвского холма прямо к берегу озера, к старинной Рыбацкой слободе.
Зимой набережной в Чухломе как таковой нет — улица просто переходит в замёрзшее озеро. Пасторальные картины рисуются здесь на закате — освещённое низким зимним солнцем небо, длинные тени от домов и деревьев, белые сугробы и тишина вокруг. Настоящая сельская идиллия одноэтажной России.
В озеро хочется, как летом, вбежать и со всего размаха прыгнуть в воду, оттолкнуться от берега и поплыть. Ну или, по крайней мере, просто вбежать и плюхнуться в снег. 🙂
Озеро, на лёд которого мы вошли, ледникового происхождения: оно имеет почти идеальную круглую форму и напоминает гигантскую чашу — если только можно вообразить чашу размеров в шесть километров в поперечнике. Интересно, что повернись бы наши участники влево, они бы увидели на другом берегу «чаши» Авраамиев Городецкий монастрыь и старое чудское городище — то место, где Чухлома существовала до 1381 года.
Накануне было Крещение, и чухломичи, как водится на Руси, купались в ледяной проруби. Ну а какая крещенская прорубь да без креста? — Попробуем помочь в его сооружении, благо материал искать недолго!
Оп! Вот что у нас получилось бы через пару часов работы.
Крещенская Чухлома спокойна и безмятежна. Где ещё найти такое умиротворение и простую природную красоту?
Когда солнце уже совсем садилось, мы поехали дорогой на Солигалич и остановились в селе Ножкино. Здесь, на другом берегу Чухломского озера, в том месте, где из него вытекает река Вёкса, стоит Авраамиев Городецкий мужской монастырь, названный по имени преподобного Авраамия. Один из лучших учеников Сергия Радонежского, Авраамий Галичский трижды выбирал место для монастыря и трижды после основания пустынек уходил в другие земли. Четвёртая попытка оказалась окончательной — так на берегу необжитого Чухломского озера появился первый оплот православия в исконно языческих землях.
Авраамиев монастырь быстро развивался и вскоре основательно разбогател на содержании соляных варниц в Солигаличе. С тех пор жизнь монашеская здесь сосуществовала с жизнью хозяйственной.
Даже если отвлечься от истории, монастырь в селе Ножкино — это интересное место. Здесь есть святой источник Авраамия Городецкого, здесь же можно найти старое монастырское кладбище, где похоронены предки Лермонтова, наконец, отсюда открываются прекрасные виды на озеро и Чухлому. В месте, где всё это объединилось, мы делаем групповое фото на память о путешествии по Чухломским землям.
Ну а потом можно ещё немножко позабавиться — на улице очень холодно, и хочется согреться.
Прощальный вид на Чухломское озеро, освещаемое последними лучами заходящего солнца, и мы берём курс на Солигалич! Туда мы приедем уже в сумерках.
Продолжение отчёта о нашей поездке вы можете найти в разделе «Отчёты о путешествиях»:
Часть 1. Галич
Часть 3. Солигалич
Часть 4. Монзенская железная дорога
Часть 5. Видео из поездки
Всегда ваши,
Иван да Марья
Да, Чухлома мало кому известный провинциальный городок. Я люблю такие города за то, что люди в них всё ещё живут в гармонии с природой и ценят каждого человека. В крупных городах мы так разобщены, что не всегда даже знаем как зовут соседа. А тут все у всех на виду и люди более радушные.