Галич – Чухлома – Солигалич – Монзенская железная дорога: отчёт о путешествии (январь 2012). Часть 1. Галич
Этот пост относится к разделу «Отчёты о путешествиях» рубрики «Турклуб «Иван да Марья».
В разгар зимы, в январе 2012 года, наш Клуб провёл одни выходные в костромской глубинке. Перед нами предстали старинные русские города – Галич, Чухлома и Солигалич, а также лесовозная Монзенская железная дорога. Утро первого дня мы провели в Галиче — живописном городе на берегу одноимённого озера. Хотите узнать новое о русской глубинке? — Читайте наш отчёт о поездке по Костромщине!
В Галич удобно приезжать поездом: только одна ночь отделяет шумную и беспокойную Москву от тихого провинциального Галича. Ощущение глубинки приходит к попадающему сюда впервые путнику уже на вокзале. Шипят тормоза, отворяются двери вагонов — быстрая высадка, и после короткой двухминутной стоянки поезд уходит вдаль, к голубым сибирским просторам. Путник остаётся наедине с собой — и тишиной.
Но Галич — не только маленькая точка на Транссибирской магистрали. Это древний город со своей историей, старыми зданиями, крепостными городскими валами. Как раз на остатки галичской крепости XV века мы и карабкаемся в предрассветной тьме. Сейчас это место — центральный район Галича с частной застройкой, а во времена присоединения Галича к Москве здесь стояла мощная крепостная стена с двенадцатью башнями, защищавшими дом воеводы и сотню городских дворов.
От центра Галича средневекового мы идём к центру Галича современного — площади Революции, или, если взять в учёт её старое название, Торговой площади. Здесь и поныне сохранились прекрасные каменные Торговые ряды — Верхние и Нижние — всего шесть корпусов постройки XIX века. Участники, бывшие до этого в Костроме, замечают, что Торговые ряды Галича похожи на костромские — и это не случайно, ведь именно по образу Овощных торговых рядов в Костроме строился торговый ансамбль парадной площади Галича.
Всё самое интересное в Галиче можно посмотреть, если придерживаться центральной улицы — она проходит через весь город, как бы нанизывая на себя ключевые городские объекты. Это не случайно: от Рыбной слободы на севере до Овиновой слободы на юге Галич строился по этой священной оси. Она была задумана как дорога, соединяющая два святых места, два храма — Успенский в Паисиевом монастыре и Никольский в Староторжском. Мы как раз стоим перед храмом Святого Николая, на месте, где прежде размещался старый городской торг (отсюда и название храма).
Примерно на этом месте, недалеко от Старого торга, и стояла первая деревянно-земляная крепость Галича, упомянутая в летописи в 1238 году как крепость Галича Мерьского. Отсюда, от остатков валов старой крепости, можно подняться наверх, на гору, чтобы увидеть, где располагалась вторая крепость Галича — более обширная и неприступная.
Мы поднимаемся на гору Балчуг, или Шемякину гору. Именно Дмитрий Шемяка, сын князя Юрия Звенигородского и внук прославленного Дмитрия Донского, разжёг междоусобицу, начатую его отцом, до размера настоящей феодальной войны. Спор шёл за земли Галичского княжества, отстаивающего свою независимость перед неумолимой экспансией Московских князей. Опорным пунктом Дмитрия Шемяки стала как раз крепость в Галиче, на вершине горы Балчуг.
Высоко забрался Дмитрий Шемяка! — Зато и виды отсюда просто удивительные. Вдаль уходит горизонт, на котором виднеются заозёрные земли — другой берег Галичского озера. По его льду в 1450 году подошло к городу войско московского князя Василия II, и горожане открыли ему двери крепости. Шемяка бежал в Новгород, но это не спасло его от смерти, а Галичское княжество — от присоединения к Москве.
Галичское озеро очень красиво, как живописны и окружающие его холмы. С одного из них спускался к воде последний галичский князь Дмитрий Шемяка, чтобы нагрузить двенадцать быстрых кораблей своими несметными сокровищами. Но Галич не захотел расставаться со своим кладом, и корабли не дошли до берега. С тех пор клад Шемяки покоится на дне озера, и его периодически ищут разные добры молодцы из числа смельчаков.
Ну а нам клад Шемяки не нужен! Нам бы просто с горы спуститься — не чужих богатств понабрать, а свои не растерять! Спуск с Балчуга в зимний период может быть и правда экстремальным.
Мы спустились успешно, и в полном составе отправились осматривать Рыбную слободу — древнее предместье Галича, теперь уже входящее в состав костромского города. Самое красивое место слободы — церковный ансамбль старого Васильевского монастыря. С голубыми главками — зимняя действующая церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, постройка второй половины XVIII века.
Рядом, с высокой колокольней — летняя церковь Василия Великого, одного из трёх святителей (вселенских учителей). Этот храм датируется тем же периодом строительства, но в своей архитектуре, как и Введенская церковь, явно тяготеет к формам XVII века. Обе церкви интересны тем, что их алтари ориентированы не на восток, а на юго-восток, как раз к проходящей через весь Галич «священной оси».
Мы фотографируемся на фоне храмов Рыбной слободы и идём обратно к центру города, по пути осматривая симпатичные деревянные домики.
Вот один из характерных для Галича образцов зодчества — с каменным первым и деревянным вторым этажами. Дома здесь встречаются не только купеческие, но и дворянские. Последних особенно много, ведь Галич был самым дворянским городом в Архангелогородской губернии, к которой он относился с петровского времени.
Но всё же прославили Галич не столько дворяне, сколько купцы. В Торговых рядах они ежегодно сбывали товаров на огромные суммы и отпускали в Петербург, Москву, Архангельск и на Нижегородскую ярмарку лучшее масло, сало, грибы и отменные товары кожевенного промысла, а сами закупали чай, сахар, вина, ситец и предметы ежедневного обихода, не производившиеся в окрестностях.
Двадцатый век внёс свои коррективы в историю Галича: многие добровольцы ушли отсюда на фронт и не вернулись.
Но те, кто пришли домой, помнят и любят свой город и чтут его символы — флаг и герб, высочайше утверждённый императрицей Екатериной Великой. Вот оригинальное описание герба: «В червлёном поле воинская арматура с выходящим из неё крестом Иоанна Крестителя». Червлёный — то есть красный — символ храбрости, мужества и неустрашимости, которую не раз проявили галичане за девять веков истории своего города.
С историей Галича мы знакомимся в краеведческом музее, и первое, что мы там видим — макет горы Балчуг, куда мы поднимались пару часов назад. После нахождения на местности и смотреть нагляднее — всё сразу встаёт на свои места: ясно, где были и что видели.
Краеведческий музей Галича можно отнести к традиционным провинциальным музеям. Здесь есть что увидеть и есть чему удивиться — как самой истории Галича, так и отдельным экспонатам музея, выросшим из старой дворянской усадьбы городского головы Нешпанова.
Как и во всяком уважающем себя музее, не обойдётся в экспозиции без традиционного костюма, распространённого в этой местности. Ткани и покрой простые, но изящные.
Наглядно видно и отличие традиционной дамской обуви от современных образцов.
Из наиболее интересного в музее — галичские узоры на вышитых скатертях, полотенцах и постельном белье. Есть экспонаты с более чем вековой историей, как они сохранились в таком отличном состоянии — просто удивительно!
Напоследок заглядываем в природный отдел музея. Природа Костромского края нам всем известна и понятна.
После посещения музея мы едем из центра Галича в пригород, в старую Овиновскую слободу, где находится самая южная точка «священной оси» — Свято-Успенский Паисиев мужской монастырь.
Паисиев монастырь хранит одну древнюю легенду, связанную с местночтимым образом Овиновской иконы Богомери. Говорят, когда московский князь Василий II пошёл войной на Галич, он после своей победы взял в монастыре и увёз в Москву Овиновскую икону — её поставили в одном из храмов Златоглавой. Наутро икона пропала, и после долгих розысков нашли её на старом месте, в Галичской обители. Князь Василий вернулся в Галич, где предстал перед старцем Паисием и слёзно вымаливал у того прощение за грех. Преподобный помиловал князя и даровал ему список с чудотворной иконой — так она появилась и в Москве. А галичский лик Богоматери Овиновской так и хранится в этом храме — Успенском соборе монастыря.
После подъёма на гору, прогулки по городу и посещения монастыря мы можем считать, что увидели всё самое интересное в Галиче — и можем ехать в Чухлому!
Продолжение отчёта о нашей поездке вы можете найти в разделе «Отчёты о путешествиях»:
Часть 2. Чухлома — Ножкино
Часть 3. Солигалич
Часть 4. Монзенская железная дорога
Часть 5. Видео из поездки
Всегда ваши,
Иван да Марья
Приятный тихий город с богатой историей. В местном музее у нас зашла речь о том, что у людей лет 100-200 назад были лучше развиты зрение и слух, чем сейчас. А я могу добавить, что физическая форма у жителей 13-14 веков была просто превосходная, ибо для питья брали воду в Галичском озере и поднимались с вёдрами на гору Балчуг. Те, кто ездил — поймёт какой это труд.