Архангельск – Малые Корелы – Лявля – Заостровье: отчёт о путешествии (март 2012). Часть 3. Архангельск – город
Этот пост относится к разделу «Отчёты о путешествиях» рубрики «Турклуб «Иван да Марья».
На длинных мартовских праздниках 2012 года участники нашего Клуба отправились на Русский Север, в Архангельскую область. Дорога предстояла неблизкая — почти сутки мы провели в пути. Наградой за долгую дорогу были красоты самого северного исторического города России — Архангельска! О том, что мы увидели в Архангельске, читайте в этом отчёте.
Каждый город имеет свою центральную улицу, и Архангельск — не исключение. Для туристов и гостей Архангельска знакомство с городом невозможно без прогулки по «архангельскому Арбату» — проспекту Чумбарова-Лучинского. В самом начале улицы прохожего подстерегает городской рынок — разве удастся пройти мимо?
Пока одни участники поездки торопятся запастись рыбой, другие успевают обратить внимание на интересную конструкцию крыши архангельского рынка.
Рынок, по нашему общему мнению, неплохой — в продуктовом отделе чисто, и навевают ностальгию весы «Тюмень» советского образца, которые мы давно отвыкли видеть в Москве — у нас ведь и рынков-то почти не осталось. А ещё здесь очень чинно и спокойно — этим северный рынок разительно отличается от восточного базара.
Дальше мы перемещаемся в ресторан — он стоит здесь же, на Чумбаровке. Это ресторан «Трескоед» — одно из самых известных в городе заведений. Цены здесь не самые демократичные, но и интерьеры, и место, и кухня обязывают: «Трескоед» позиционирует себя как ресторация-музей. Здесь и правда есть небольшая, но со вкусом подобранная музейная экспозиция.
Пока не начали обед, можно успеть сфотографироваться с экспонатами.
Пойдёт ли в «Трескоед» местный житель? — Наверное, нет. Дорогие рестораны в городе не очень популярны, а это место вообще рассчитано главным образом на туриста. Но где, как не здесь, поближе познакомиться с поморской кухней? Так что мы делаем заказ, и, пока наша традиционная уха и треска готовятся, изучаем карту Архангельской области, чтобы понять, куда же нас забросила судьбина. Оказалось, довольно далеко: знакомые по прошлым поездкам и уже почти привычные Каргополь и Кенозеро остались в этот раз далеко на юге.
Пока ждём первое — можно ещё покрутить головой и фотокамерой по сторонам в поисках интересного.
И вот — бзынь! — первое блюдо. Называется оно изящно для поморского ýха: ухá по-пертомински. Это в меру экстравагантное название происходит от старинного монастырского села Пертоминск. Некогда очень крупный и богатый, Пертоминский монастырь был основан в XVII веке возле входа в Унскую губу Летнего берега Белого моря. Возвращаясь к ухе: двумя словами, уха по-пертомински — это уха с молоком. И уха, надо признать, просто превосходная!
Пока одни всё ещё растягивали удовольствие от ухи, другие уже сидели в ожидании второго блюда. На лежавшей в ресторане карте удачно обнаружились все ключевые достопримечательности Архангельской области: пещеры Пинеги, Мезень, Соловецкий монастырь, Солзенский рыбзавод и многое другое. Сразу созрели идеи новых маршрутов!
Но мечты быстро ушли в сторону, когда принесли второе блюдо! Это, как вы поняли, треска — впрочем, было бы странно заказать что-то иное в ресторане «Трескоед».
Что можно сказать про это блюдо? Ребята! Друзья мои! Все, кто не поехал в эту поездку! Могу вас огорчить, что вы пропустили самый вкусный обед в этом году. Потому что такой прекрасной трески, запечённой в фольге, мы давненько не ели. Называется это блюдо «Порато баско», и, пожалуй, надо быть архангелогородцем, чтобы правильно понять это словосочетание. Его самый примерный перевод — «очень красиво», но смысл сочетания лежит гораздо глубже его буквального значения. Порато баско — это своего рода символ региональной идентичности местных жителей, причём даже сельских, а не городских. Объяснения и подробности вы найдёте в поморской прозе, хотя бы у знаменитого архангельского сказочника Степана Писахова.
Как вы уже поняли, ресторан «Трескоед» нам весьма понравился, и травяной чай только укрепил желание как-нибудь сюда вернуться.
После сытного обеда и дорога кажется короче! Мы идём по Чумбаровке во-о-он к той башне — зданию проектных организаций. Но не всё так просто: у нас впереди ещё несколько остановок.
Дело в том, что проспект Чумбарова-Лучинского в последнее время стал практически музейной улицей: со всего Архангельска сюда свозили разобранные по брёвнышку исторические деревянные дома и собирали их уже на новом месте, на Чумбаровке. Так что теперь на «Арбате» — разнообразие стилей и эпох!
Вот интересный дом с отделкой фасада под каменный руст — на самом деле это незатейливо прибитые деревянные панели.
Рядом — более традиционный фасад офиса «Татнефть-Север». А что — престижно, представительство в самом центре города.
Через дорогу напротив — уже кирпичные особнячки XIX и начала XX века.
Ещё недавно, стоя на Чумбаровке, можно было ощущать себя как в деревне: хорошего дорожного покрытия здесь не было, и по весне всюду стояла грязь. В последние годы улица преобразилась: уложена брусчатка, поставлены фонари и лавочки — теперь здесь приятно гулять.
Дополнить прогулку по Чумбаровке мы надеемся посещением Архангельской школы народных ремёсел. Это здесь, и нас уже ждут!
Выставка в школе народных ремёсел рассказывает о промыслах поморского края. В основном, все представленные ремёсла традиционны. Вот, например, образец резьбы по дереву.
А вот пояса и коврики ручной работы — предметы домашнего быта и обихода. Здесь же — образцы изделий из бересты.
Среди последних, кстати, есть весьма оригинальные и сложные работы!
Почти всё, что представлено на выставке, сделано руками детей — учеников Школы народных ремёсел. Но есть в школьной коллекции и музейные экспонаты — вот, например, пряничная доска, которой пользовалась архангельская хозяйка сто лет назад.
Представителей инженерной отрасли заинтересовало устройство ткацкого станка.
А те из нас, кто был в Каргополе, с удовольствием отметили, что уже знакомы с каргопольской глиняной игрушкой. Ровно год назад мастер-класс по лепке игрушек нам давал сам Владимир Дмитриевич Шевелёв, потомственный представитель династии Шевелёвых, многие годы занимавшейся изготовлением традиционной глиняной игрушки. Этот мастер-класс до сих пор остался в нашей памяти как один из самых профессиональных и одновременно самых душевных мастер-классов за всё время наших путешествий.
Но мы пришли в школу не только посмотреть, но и сделать что-то своими руками!
Сейчас у нас начнётся мастер-класс по росписи архангельских козуль — традиционных обрядовых пряников и любимого лакомства поморов. Козули первоначально делались только на Рождество, а потом их стали выпекать и на другие праздники. Традиция выпечки козуль распространилась далеко за границы Архангельской области, и сегодня козули выпекают и расписывают во многих регионах, от Европы до Урала.
Детали технологии выпечки и росписи козуль нам рассказывает наш сегодняшний учитель — заслуженный педагог, лауреат премии Президента России и одна из ведущих мастеров-козульщиц Архангельска Валентина Константиновна Хорева. Из её рассказа мы узнаем, что для росписи пряника используется сладкая глазурь на основе яичного белка, и что цветной глазурь делают натуральные пищевые красители, а исконный цвет глазури, каким он был на протяжении веков — белый. Но поскольку сейчас в моде разноцветные козули, мы стараемся сделать узоры поярче, обмениваясь друг с другом пакетиками с глазурью разных цветов.
Наконец, после долгих стараний, роспись козуль закончена!
Под чутким руководством Валентины Константиновны у нас получилась вот такая вот композиция из белочек, петушков и ёжиков. Нажмите на фото, чтобы увеличить: какая фигурка вам нравится больше всех?
Оказалось, что на козулях даже помещается адрес сайта нашего Клуба — даёшь соединение традиций и инноваций!
Нашему фотографу понравился вот этот ёжик.
А организаторам — вот эта пасхальная композиция.
Если от школы ремёсел пойти дальше по Чумбаровке, можно встретить ещё много интересного. Вот памятник архангельскому мужику Сене Малине, оседлавшему налима в сказке Степана Писахова. Вместе с налимом нас на фотографии тринадцать.
А вот и сам бронзовый Писахов протягивает руку прохожим неподалёку от своего героя. В руке у сказочника авоська с рыбой, а на шляпе была чайка, да вот только улетела.
Напротив Писахова стоит одна из самых известных достопримечательностей Чумбаровки — дом коммерческого собрания, или попросту Марфин дом. До революции в особняке XIX века собирался весь цвет архангельского предпринимательства. Здесь же кипела культурная жизнь города. Кстати, дом до сих пор работает «по профилю» — здесь открыт культурно-просветительский центр Архангельска.
Ещё несколько домов на Чумбаровке — и мы выйдем к центральной площади города. Кстати, Чумбаровка — обиходное, но не историческое название улицы. Фёдор Степанович Чумбаров-Лучинский был революционным деятелем, и проспект унаследовал его имя только после гибели самого Чумбарова в 1921 году, при взятии большевиками Кронштадта. До этого проспект именовался Псковским.
Псковский проспект соседствовал с Троицким — главной улицей Архангельска, названной по кафедральному Троицкому собору.
Что интересно, проспекту Чумбарова историческое название не вернули, хотя переименовали соседний Троицкий: в советские годы он назывался проспектом Павлина Виноградова. Теперь же с полным основанием на проспект вернулся и Троицкий пассаж.
Из наиболее интересных памятников Архангельска, которые находятся недалеко от главной площади, мы запечатлели трофейный английский танк «Mark V» №9303, захваченный у белых под Харьковом в годы гражданской войны. Это редкий экспонат, каких в России найдётся всего два (второй — в подмосковной Кубинке), поэтому архангельский танк недавно поместили под прочное стекло. Местные жители иногда называют его «памятником Черчиллю», потому что именно Уинстон Черчилль, будучи лордом адмиралтейства, придумал кодовое название для нового типа оружия — «tank», то есть, в буквальном смысле, резервуар. Наша разведка не знала, как расшифровать этот непонятный «танк», и в русском языке он с тех пор так и остался танком. Черчилль же и был идеологом интервенции в Россию, событиям которой посвящён этот памятник.
Экскурсия по Архангельску оканчивается у центральной площади города — площади Ленина. Кто-то торопится в архангельский Дом книги, чтобы успеть купить книжку про северную кухню и томик сказок Писахова, кто-то фотографирует задние проектных организаций — самый высокий дом Архангельска.
Наконец, центральная точка Архангельска — нулевая верста. Здесь можно убедиться, что с Москвой нас разделяет расстояние в 1234 километра, но мы их преодолели! Маршрут в Архангельск стал самым северным маршрутом за всю историю путешествий нашего Клуба.
Таким мы увидели город архангела Михаила — далёкую столицу Русского Севера.
Но ещё мы ездили в окрестности Архангельска! Об этом — в следующей части отчёта.
Продолжение отчёта о нашей поездке вы можете найти в разделе «Отчёты о путешествиях»:
Часть 1. Дорога в Архангельск
Часть 2. Архангельск – набережная Северной Двины
Часть 4. Деревянное зодчество Русского Севера
Часть 5. Видео из поездки
Всегда ваши,
Иван да Марья