Зимний Каргополь и Каргополье: отчёт о путешествии (март 2011). Часть 1. Каргополь
Этот пост относится к разделу «Отчёты о путешествиях» рубрики «Турклуб «Иван да Марья».
На длинных мартовских праздниках 2011 года дружная команда участников Клуба «Иван да Марья» отправилась на север, в Архангельскую область. Три дня мы путешествовали по окрестностям Каргополя — одного из самых красивых городов Русского Севера. Каргопольское ожерелье каменных и деревянных храмов, уютные кварталы старинного городка на Онеге и гостеприимство местных жителей навсегда остаются в памяти человека, который побывал в этих краях хоть раз. О красотах дальнего города Каргополя читайте в первой части нашего отчёта.
Как у иностранца, прилетающего в Россию, Москва начинается с аэропорта, так у всякого москвича, приезжающего на север, Каргополь начинается с Няндомы. Няндома — это узловая железнодорожная станция в одноимённом городе. Сюда приходят все поезда с туристами из Москвы, Вологды, Котласа и Архангельска. До Каргополя отсюда ещё почти восемьдесят километров дороги — чуть больше часа езды в хорошую погоду.
Мы не стали изобретать велосипед и тоже приехали в Няндому на поезде. Это было утром, за два дня до праздника восьмого марта. Быстрая пересадка на заказной автобус — и в путь!
С рейсовыми автобусами из Няндомы в Каргополь трудновато: рейсов мало, и они всегда полны народа. Поедем-ка мы лучше с комфортом, да с ветерком!
Приехав в Каргополь, первым делом спешим на обед. Пожалуй, для плотного обеда ещё рановато, но и время завтрака уже тоже давно прошло. Значит, пусть будет обед.
Обедаем в Каргополе мы в кафе «Арго». Нам это заведение понравилось: еда вкусная, цены умеренные. Мы возвращались сюда ещё не раз.
Отобедав, мы торопимся к центральной площади города. Туда спешат все: сегодня последний день масленицы! Каждый, кто на чём может, добирается до масленичного городка и ярмарки. Вот девочка едет по улице прямо на коньках — север, удобно!
Главная площадь Каргополя — полностью пешеходная. Это даже и не площадь в прямом смысле слова, а скорее небольшая уютная полянка на берегу реки. Летом она утопает в зелени, зимой занесена снегом. Сегодня здесь людно! Любуемся главной достопримечательностью Каргополя — перед нами пятикупольный Христорождественский собор XVI века. Постройка сама по себе очень изящная, но ощущается это только внутри — снаружи храм оброс приделами, и приставленные двести лет назад контрфорсы немножко скрадывают его высоту.
Напротив — Введенская церковь XIX века, а рядом с ней — Соборная колокольная, построенная сразу после уничтожившего Каргополь пожара 1765 года. Высота колокольни — двадцатиэтажный дом, и поэтому её силуэт виден ещё при подъезде к городу со стороны Няндомы и реки Онеги.
Уже стоя около самой колокольни, обращаем внимание экскурсантов на латинский, а не православный, крест на шпиле. Догадаетесь, почему он именно такой?
Второе, чем примечательна эта колокольня, — её ориентиры относительно сторон света. Как и любой православный храм, по канонам она должна быть обращена строго по осям север — юг и запад — восток. Вместо этого она развёрнута парадной стороной к Ленинградской улице, которая переходит в дорогу на Санкт-Петербург — главный въезд в Каргополь в XVIII веке. Ожидалось, что по петербургской дороге в город будет въезжать царственная Екатерина Великая. Но в Каргополе она, увы, так и не побывала.
Время отвлечься от исторических рассказов: мы на выставке снежных и ледяных скульптур, приуроченной к масленичной неделе. Давайте посмотрим на эти искусно сделанные работы!
На Севере, как известно, испокон веку было развито искусство резьбы. Основным материалом на практике было, разумеется, дерево. Но это летом. А зимой можно было отлично проявить своё мастерство в народных выставках ледяных изваяний! Очень здорово, что в Каргополе сохранилась эта добрая традиция.
Темы работ подобраны не случайно. Присмотритесь: это же Михайло Ломоносов наблюдает в свою «ночезрительную трубу» — бабушку современных телескопических систем. Ломоносов, как все мы помним, родом из Архангельской области.
А вот уже не областная, а самая что ни на есть городская тема: в этой работе хорошо узнаются силуэты знакомых нам Введенской церкви и Соборной колокольни Каргополя, «жемчужины Русского Севера» — так называется эта работа. Её выполнили учащиеся каргопольской школы номер три. Молодцы ребята!
А вот интересная пара — словно герои народных архангельских сказок, сошедшие со страниц прославленного архангелогородца, русского этнографа, писателя и сказочника Степана Григорьевича Писахова.
Ого! А вот и целый том сказок Писахова! А рядом с ним книга Фёдора Александровича Абрамова — не каждый россиянин знает такую фамилию. А ведь у нас в стране учреждена даже литературная премия его имени!
Малыш подрастёт и тоже познакомится с произведениями своих земляков. Здесь, в Каргополе, жизнь течёт по-другому, не как в крупных городах. Дети мало смотрят телевизор и не сидят в интернете. Зато они по-прежнему ходят в библиотеку, читают хорошие добрые книги и для них «мой дом», «мой город» и «Родина» — не пустые слова. И «Родина» в Каргополе пока ещё уверенно пишется с большой буквы.
Ну а мы тем временем почти закончили осмотр выставки. Осталось подивиться некоторым не вполне понятным экземплярам…
… и сделать фотографии на память о масленице в Каргополе!
Выходим на берег Онеги — здесь последний экспонат народной выставки.
При взгляде на такой пейзаж в памяти всплывают строки знаменитой песни о городе, «Каргополочки»: На Онеге белый снег да белый лёёёд…
Над Онегой белый дым из труб идёёёт…
А на торговой площади, тем временем, кипит жизнь. Бойкие торговки в цветных платках и народных головных уборах продают изделия ручной работы. Очень хороши эти берестяные корзиночки и туески!
Эх, ярмарка! Гляньте налево — лавки с товаром! Гляньте направо — веселье даром!
А на улице-то холодно! Северяне люди привычные, а мы бежим согреваться кофейком. Вот и Илья Борисович уже вооружился напитком.
Были танцы, песни, хороводы, а в конце, как водится, сжигали чучело Масленицы! Вот всё, что от него осталось.
Вдоволь погуляв и насладившись уличными забавами, мы идём в музей. Теперь можно погреться и послушать историю Каргополя. А в истории-то этой много всего удивительного! Наш фотограф сразу обращает внимание на вывешенный в музее план. Это карта Каргополя — таким он был полтора века назад. Слева в верхнем углу — царское одобрение: «Быть по сему. Николай» и дата: январь 1846 года.
Музей в Каргополе интересный и очень познавательный. Это практически образец для небольшого краеведческого музея: экспонатов здесь немного, но каждый к месту. Вот, например, стенд с макетами городских построек прошлых эпох.
В этом сооружении узнаётся каргопольская крепость, от которой сегодня остались только валы. Район города так и называется — Валушки.
Макеты выполнены добротно, с любовью к деталям.
Мы слушаем рассказ о жителях Каргополя и об их занятиях в разные годы. Помимо развитого ремесленного дела и кустарных промыслов, люди жили традиционной охотой и рыболовством.
Похоже, добычу меткого каргопольского мужика перехватил маленький охотник!
Эти часы — один из самых старых экспонатов музея.
Очень интересен герб Каргополя, утверждённый ещё императрицей Екатериной II: «в голубом поле лежащий в огне на дровах баран натуральнаго цвета». Под изображением герба — особо почитаемый северянами святитель Николай. Это редкая из сохранившихся деревянных скульптур Угодника.
Краеведческая экспозиция, которую мы видели, находится во Введенской церкви. А теперь мы перемещаемся в подклет Христорожденственского собора. Здесь работает выставка «Небеса ручной работы» — экспозиция расписных перекрытий из деревянных храмов Каргополья. Выставка очень интересная, правда, состояние помещения совсем не музейное.
Небеса — это плоские сектора-перекрытия, которые вместе с направляющими-тяблами образуют замкнутое кольцо в потолке помещения деревянной церкви. То, что мы видим в музее — это разрозненные фрагменты небес из нескольких храмов каргопольского уезда. Храмам либо угрожает опасность разрушения, либо в них нет условий для сохранения небес в целости.
Пока мы были в музее, снегопад кончился, и на улице распогодилось! Самое время для пешеходной экскурсии по Каргополю. Наш первый объект для осмотра — Иоанно-Предтеченская церковь, самый высокий из каргопольских храмов. Глядя на него, сложно поверить, что он строился в XVIII веке: налицо все черты более ранних периодов храмового зодчества. Впрочем, здесь, на Севере, не было той барочной моды, через которую прошли Москва и Петербург.
Ещё один белоснежный куб — Благовещенская церковь. Она стоит уже на другой площади Каргополя — Старой Торговой. Но торг кипел здесь триста лет назад, в эпоху Петра Первого, который, кстати, внёс крупную сумму денег на постройку храма — целых сто рублей. Сейчас на месте, где стояли лотки иноземных купцов, лежат высоченные сугробы, через которые нам приходится пробираться по одному, цепочкой. Даже узенькую тропинку к домам замело.
Замело и Никольскую церковь на Старом Торгу — к ней мы даже не рискнули подобраться поближе. Впрочем, внутри всё равно ничего не сохранилось: из трёх храмов на просторной площади службы ведутся только в одном — церкви Рождества Богородицы. Она стоит рядом.
Вот он, один из двух действующих храмов Каргополя — нарядная, отреставрированная Богородицерождественская церковь на Старом Торгу.
Ещё какой-то век назад над Онегой раздавались звоны колоколов двух десятков церквей и соборов. Сейчас в Каргополе остались здания одиннадцати храмов: ровно половины из числа построенных. Для Русского Севера и это уже достижение, ведь многие исторические города вообще лишились всех храмов и монастырей.
Продолжаем нашу экскурсию по Каргополю. Женская часть нашего коллектива отделяется от мужской. Зачем так было задумано, вы узнаете из следующих частей отчёта. А мы продолжаем наш обзор достопримечательностей Каргополя.
Кто бывал в Каргополе, тот наверняка обращал внимание, что город сильно вытянут вдоль Онеги. От западного конца города до восточного идти пешком придётся минут сорок. Зимой это время может удлиняться до часа. Город разрастался вширь со временем: если в XVI-XVII века осваивались в основном кварталы современного центра, то в конце XVIII столетия послепожарная застройка перешагнула границы города, и по николаевскому плану в Каргополе выросли новые районы. На востоке они отмечены церковью Троицы Живоначальной…
… а на западе — храмом соловецких чудотворцев Зосимы и Савватия. Обе церкви похожи визуально, так как строились в одну эпоху. Рядом с Троицкой церковью сейчас расположился автовокзал, а в храме Зосимы и Савватия работает интересная выставка икон, которую мы посетили под вечер.
Кроме храмов, в Каргополе, конечно, очень примечательны деревянные здания. Даже на самом обычном доме можно встретить затейливые орнаменты на оконных наличниках, подзорах и причелинах. Причина этого являения, так облагораживающего образ каждого отдельного дома, а вместе с ним и образ всего города, проста. Дело в том, что в Каргополе живёт деревянных дел мастер Николай Фомин, и горожане регулярно заказывают у него искусные, профессионально сделанные резные украшения для своих домов.
С мастером Фоминым мы ещё познакомимся на мастер-классе по резьбе, а пока мы просто идём по городу, рассматривая затейливые узоры на жилых домах и общественных зданиях. Вот эта избушка — автостанция города Каргополь.
А это уже дворик нашего гостевого дома в центре Каргополя, на Пятницкой улице.
Рядом стоит дом, адрес которого знает весь город: в «Доме на Пятницкой» находится своего рода центр общественной жизни Каргополя. Часть нашей группы квартируется именно здесь. К сожалению, бессменный хозяин дома, человек, которому Каргополь обязан существованием в городе интернета и многими другими благами — Сергей Алексеевич Беляев, недавно умер. Инвалид с детства, парализованный и прикованный к коляске, он не оставил силу воли и веру в лучшее. Преодолев многие лишения, он сумел заняться предпринимательством, женился, наладил снабжение всего города канцелярскими товарами и даже создал на собственные деньги информационный центр и официальный сайт Каргополя. Когда Сергея Алексеевича не стало, кто-то сказал: угасло информационное сердце Каргополя. Это чистая правда.
Во дворе дома на Пятницкой живут очаровательные кошки.
Эстафету Сергея Беляева перенимает Геннадий Панин — литератор, поэт, кравед и просто хороший человек. Он принимает нас в «Доме на Пятницкой» и устраивает литературный вечер: звучат побасёнки, народные рассказы, авторские стихи разных лет.
Вечер получился домашним, камерным и оттого еще более увлекательным. Мы с интересом слушали, как Геннадий рассказывал про свой большой труд — новую книгу, посвящённую наследию Каргополя и окрестностей. Подержать в руках не изданную ещё книгу, настоящую энциклопедию, которой нет цены — это большая удача.
Наш импровизированный творческий вечер завершился раздачей автографов и подарков — стихов на память о Каргополе. Так и подошёл к концу этот интересный день. На улице было уже темно, время стояло позднее, и мы отправились спать. Назавтра нас ждали новые приключения!
Продолжение отчёта о нашей поездке вы можете найти в разделе «Отчёты о путешествиях»:
Часть 2. Мастер-класс по каргопольской глиняной игрушке
Часть 3. Мастер-классы по резьбе и рукоделию
Часть 4. По Ошевенскому тракту
Часть 5. Ошевенск — Архангело
Часть 6. Красная Ляга
Часть 7. Лядины
Часть 8. Видео из поездки
Всегда ваши,
Иван да Марья
Ой прям в воспоминания окунулась :)) До сих пор считаю, что это один из лучших и интересных маршрутов!
Да, и на наш взгляд тоже так: это и правда один из лучших маршрутов!
Хорошо было бы снова поехать в эти места, ведь столько ещё интересного есть, например, в Кенозерье! Можно организовать группу смелых и сходить на Порженский погост.
спасибо за ваш труд! молодцы!
Каргопольская земля – это своеобразный музей под открытым небом, где памятники живут в естественном природном окружении.
…»После сооружения (в Ошевенском монастыре)…новой деревянной церкви, большей, чем прежняя, явилась необходимость написать для нее иконы. Из города *(Каргополя) был призван иконописец Симеон, прозвищем Сокол, который взялся за работу вдвоем с сыном Иоанном». (Стр. 551 — 552).
Источник: Труды Отдела древнерусской литературы Института Русской Литературы Том. XIV (Ю. Н. ДМИТРИЕВ «О творчестве древнерусского художника»). Издание: Академии Наук СССР.
Интересно, потомки этого иконописца проживают сейчас в Каргополе…?