Летний Татарстан: отчёт о путешествии (август 2012). Часть 2. Свияжск
Этот пост относится к разделу “Отчёты о путешествиях” рубрики “Турклуб “Иван да Марья”.
В августе 2012 года Клуб «Иван да Марья» снова приехал в Татарстан. За два дня наша команда путешественников проехала республику с запада на восток и обратно с востока на запад. Мы увидели уже привычную Казань, незнакомый Свияжск и далёкую для нас, москвичей, Елабугу. Во второй части нашего отчёта читайте наши впечатления о Свияжске – чудо-острове на Волге!
Свияжск вроде бы находится совсем недалеко от Казани, но, как говорится, близок локоток, да не укусишь. Свияжск стоит на острове, и к нему можно дойти либо неторопливым теплоходом вверх по Волге, либо кружным путём по шоссе. В обоих случаях получается долго, но в награду при подъезде к Свияжску путешественнику открываются панорамы Свияги и Волги.
Сам Свияжск до 2012 года был одной большой стройкой, и делать здесь было особенно нечего. Но теперь храмы Свияжска почти все отреставрированы, леса сняты, и строители укладывают последние фрагменты плиток в дорожки, бордюры и мостовые. Снова можно видеть во всём великолепии панораму Богородице-Успенского монастыря, главный храм которого, Успенский собор, был построен знаменитым зодчим Иваном Яковлевым Бармой (Постником), строителем храма Василия Блаженного в Москве.
Успенский собор Свияжска, долгое время бывший главным миссионерским центром всей могущественной Казанской епархии, сегодня признан памятником архитектуры и истории XVI века. Фресковая живопись храма поистине уникальна: это картины письма прижизненной эпохи Ивана Грозного, вместе составляющие полный евангельский цикл. Фресок этой эпохи в России больше не сохранилось нигде, кроме Свияжска и Ярославля. Свияжские фрески пока ещё доступны для обзора не полностью: внутри храма продолжается реставрация.
Участникам Клуба, бывшим в Новгороде и Пскове, Успенский собор напомнил образцы псковского и новгородского зодчества. Это неслучайно: артель строителей Ивана Ширяя, сооружавшая храм, прибыла в Свияжск именно из Пскова.
Слушаем рассказ о том, как на карте России появился Свияжск. Зимой 1550-1551 годов Иван Грозный приказал срубить в угличских лесах целый деревянный город. Он строился на берегу Волги, а по весне был разобран по брёвнам и сплавлен по Волге, только что вскрывшейся ото льда. Многотысячные артели плотников заново собрали рубленые стены крепости, храмы и избы уже на новом месте, под неприступной Казанью, на которую готовилось в поход русское войско. Так в самом сердце чужеземного Казанского ханства появился русский Свияжск.
Строительство “Новограда Свияжского” было начало в мае 1551 года и полностью закончено за четыре недели: быстрее в мире не строился ещё ни один город.
Кое-где, правда, как мы видим, процесс строительства затянулся до сих пор. Вот, например, рабочие спешно сооружают Вознесенский надвратный храм Богороице-Успенского монастыря – памятник архитектуры XVII века.
В целом же, за вычетом потерь советского времени, монастырский ансамбль действительно сохранился с XVI столетия, и венчающая весь комплекс трёхъярусная Никольская колокольня 1556 года постройки является подлинным старейшим зданием Свияжска.
От Успенского монастыря по Успенской же улице мы идём в центр Свияжска. Площадь острова небольшая – немногим больше шестидесяти гектаров. Но на этой площади умещается более двадцати памятников русского зодчества федерального значения, а также ряд других исторических зданий. Среди последних, например, комплекс казённых сооружений середины XIX века (жёлтое здание на этом снимке) – ныне музей истории Свияжска.
А вот попал в кадр угол здания казарм инженерного корпуса, переоборудованный под современный концеренц-центр и фондохранилище.
Ещё одна группа памятников сосредоточена на южной стороне Свияжска, в границах древнего Иоанно-Предтеченского монастыря, также основанного в XVI веке. Сам монастырь давно упразднён, и его постройки переданы Свияжскому музею или церкви. Тем не менее, восстановлены стены обители, и продолжают возобновляться утраченные монастырские корпуса.
Главный памятник монастыря и всего Свияжска виден уже при подходе к Иоанно-Предтеченской обители. Это деревянная, старейшая во всём Поволжье церковь пресвятой Троицы – единственная постройка, оставшаяся от деревянного града Свияжска, срубленного в угличских лесах под Мышкиным. Не муляж – подлинник!
Зайдём же скорее внутрь и осмотрим этот храм, стены которого помнят самого Ивана Грозного! Когда-то главный храм Свияжского Троице-Сергиевского монастыря был высокой шатровой церковью, срубленной из полуаршинных брёвен лиственницы. За века шатёр оказался утрачен, и теперь его заменила простая луковичная глава. Давно растёсаны окна, и пристроено в XIX веке изменившее облик церкви широкое крыльцо, но всё же дух старины в этом храме остался.
Именно в Троицком храме молился со своим войском царь перед последним, решающим походом на Казань 1552 года. После него Казань была взята, а Казанское ханство пало. Участники с трудом верят, что сидят на той самой скамье, на которую присаживался когда-то великий самодержец Иван Грозный. Может это и одна из легенд Свияжска, а может и быль – кто знает. Но скамья очень старая, и по возрасту, похоже, не уступает храму.
Мы не видим резного иконостаса и великолепных икон XVI века – всё убранство Троицкой церкви было вывезено в музеи. Что-то сгорело в пожарах, что-то находится на реставрации. Участники, ездившие с нами в Казань в ноябре 2011 года, вспоминают, что видели иконы из этой церкви в Национальном музее Республики Татарстан – это правда.
Вместе ещё раз вспоминаем первые дни освоения Свияжска. Русское войско высадилось в устье Свияги в день 17 мая 1551 года. То было седьмое воскресенье после Пасхи, день святой Троицы. Случайное ли это совпадение, или было так предопределено свыше, но именно в этот день нашими войсками, высадившимися на вражеской земле, была занята высота на Крутой горе, а сподвижник царя, князь Серебряный, основал первый храм в новом городе – храм Троицы. Верят, что что этому событию благоволил сам заступник Сергий Радонежский, предопределивший угодный Богу день для основания и православного храма, и всего русского города-форпоста.
В Троицком храме мы делаем ещё несколько фотографий и отправляемся дальше на изучение Свияжска.
Едва начав исследование, сразу же обнаруживаем неведомого дикого кота! Кот Свияжский чёрный! Увлекшись котом, чуть было не пропустили храм иконы Божией Матери “Всех Скорбящих Радость” – самый поздний по времени сооружения храм Свияжска. Вот он виднеется на заднем плане. Его столетний возрат с головой выдаёт русско-византийский стиль, в котором исполнено здание.
Есть и о сём храме предание. Говорят, Свияжск не может быть полностью восстановлен, пока не будет найдено захоронение игуменьи Апфии, жертвовавшей все деньги на строительство этого храма. Матушка полжизни экономила на хлебе и воде, сама заготовляла стройматериал и сама строила соборную церковь, отдав богоугодному делу жизнь. Только после смерти игуменьи узнали, что из монастырской казны за постройку уплачено всего четырнадцать тысяч рублей. Остальные сто тысяч накопила из своих средств немощная старушка.
От монастырских храмов выходим к высокому берегу Свияги. Населённый пункт, видимый за нами – это посёлок Введенская слободка, во времена Ивана Грозного известный как Басурманская слободка. Свияга здесь достигает километровой ширины, а чуть выше по течению её ширина – целых два километра. Впрочем, старое свияжское устье давно скрылось под водой разлившейся матушки-Волги, так что можно считать, что за нами настолько же свижский берег, насколько и волжский.
Мы замечаем, что надвигается сильный дождь: пора покидать остров. Напоследок делаем две панорамы: вот правый берег Свияги…
…а вот устье Свияги во всю двухкилометровую ширину.
Покидая Свияжск, мы надеялись на пути в Казань заехать ещё и в Раифский монастырь.
Но огромная пробка скорректировала наши планы, и от заезда в Раифу пришлось отказаться. Значит, приедем в другой раз!
Другие части отчёта о нашей поездке вы можете найти в разделе “Отчёты о путешествиях”:
Часть 1. Казань
Часть 3. Елабуга – музеи
Часть 4. Елабуга – экскурсия по городу
Всегда ваши,
Иван да Марья