Зимний Каргополь и Каргополье: отчёт о путешествии (март 2011). Часть 5. Ошевенск – Архангело
Этот пост относится к разделу “Отчёты о путешествиях” рубрики “Турклуб “Иван да Марья”.
На длинных мартовских праздниках 2011 года дружная команда участников Клуба «Иван да Марья» отправилась на север, в Архангельскую область. Три дня мы путешествовали по окрестностям Каргополя – одного из самых красивых городов Русского Севера. Каргопольское ожерелье каменных и деревянных храмов, уютные кварталы старинного городка на Онеге и гостеприимство местных жителей навсегда остаются в памяти человека, который побывал в этих краях хоть раз. В пятой части отчёта вы прочитаете о памятниках, расположенных к северу от Каргополя, в Ошевенске и Архангело.
Оставив позади Саунино и Свято-Успенский Александро-Ошевенский монастырь, к полудню нашего второго каргопольского дня мы приехали в Ошевенск. Это большое село, состоящее из куста деревень, лежит в сорока двух верстах от Каргополя на берегах рек Чурьега и Халуй.
В былые годы Ошевенск был обширной волостью Каргопольского уезда. В двенадцати деревнях проживало две с половиной тысячи жителей. Сейчас деревень осталось пять, а жителей – около шестисот человек. Это были богатые земли. В деревнях стояли огромные курные избы-пятистенки – двужирные, то есть двухэтажные, украшенные причелинами и расписными орнаментами на фронтонах. Сейчас всё это великолепие ушло в небытие: последний расписной особняк купца Ушакова XIX века завалился несколько лет назад.
И тем не менее, в Ошевенске ещё есть на что посмотреть, ведь некоторые дома достойны того, чтобы быть помещёнными в музейную экспозицию Малых Корел или какого-нибудь другого собрания деревянного зодчества. Для нас же интересно прежде всего то, что мы приехали не в музей, а в живую деревню.
Здесь живут обычные люди, работают магазины, играют во дворах дети…
…и с таким же интересом наблюдают за нами, как мы – за ними.
Наша главная цель в Ошевенске – деревянная церковь Иоанна Богослова в деревне Погост. Великолепный шатровый храм с отдельно стоящей колокольней сохранились с XVIII века, при том это не музейная церковь, а действующая. Почти каждый день здесь идут службы и, хотя сейчас не время литургии, нас здесь уже ждут.
Богоявленская церковь воспринимается как большая, даже немного массивная. Восьмерик её мощен, а шатёр широк. Сруб датируется 1787 годом – плотник рубил его одним топором, пил тогда не знали. В XIX веке церковь, под влиянием моды на классицистский стиль, была обшита тёсом, который так и не был снят.
Колокольня имеет интересную деталь: площадка её звонницы выступает за основной остов сруба. Вместе с арочными пролётами это решение оживляет силуэт колокольни.
В Богоявленской церкви сохранились красивейшие восемнадцатигранные небеса и даже иконостас, хотя и не полный. Однако в тот раз мы их не сфотографировали. Фотография в любом случае не передаёт подлинной красоты и изящества церковного интерьера – это нужно непременно увидеть своими глазами.
В деревню Погост мы ещё вернёмся, а пока едем в деревню Низ. Здесь стоит ещё один памятник северного зодчества – часовня первой трети XIX века, освящённая в память святого Георгия.
Пробираясь через высокие сугробы, поднимаемся на крыльцо. Так и есть, закрыто! Но не беда – мы знаем, где достать ключ.
Пока организаторы добывают ключи, остальные участники развлекаются катанием на деревенской горке. У-у-ух! – скатился железнодорожник Саша, командир студенческого отряда проводников, между прочим.
О-о-оп! – сбежал по горке Антон, незаменимый сотрудник одного из ведущих авиаконструкторских бюро России.
Хопа-а-а! – хлопнулась Настя, консультант по разработке и внедрению серьёзного и важного программного обеспечения. Вот такие серьёзные и весёлые одновременно люди ездят с нами в клубе “Иван да Марья”!
Тем временем, организаторы идут к смотрителю часовни. Александр Иванович охраняет святого Георгия как свой дом родной, а этот пёс готов от любого защитить избу Александра Ивановича и домовладения соседей! К счастью, с собакой мы уже знакомы, да и, по секрету говоря, она добрая.
Ключ добыт, и врата часовни открыты. Мы можем зайти внутрь.
Интерьер Георгиевской часовенки скромен и прост: однорядный иконостас, несколько иконок и цветы по стенам, тябловые балки в потолке – крепления для небес. Сами небеса из Георгиевской часовни вывезли в Каргополь, так как здесь, на селе, не было условий для их сохранности. Нам почему-то подумалось, что в подклете Христорождественского собора, где мы уже были на экскурсии и видели эти небеса, для хранения произведений искусства условия тоже не самые подходящие, ну да руководству музея в Каргополе виднее.
После осмотра часовни мы прощаемся с любезным Александром Ивановичем и едем в центр Ошевенска – деревню Ширяиха. В самом центре Ширяихи стоит единственный в округе исторический каменный дом – особняк купца Дружинина. Тут и широкие окна, и балконы с чугунными решётками – видно, что торговые дела у Дружинина шли складно.
Заведовал делами Дружинина приказчик, который жил по соседству, в этом зелёном доме. Сейчас в избе приказчика его нынешние хозяева открыли гостевой дом. И сегодня нас ждут здесь на деревенский обед!
У участников Клуба “Иван да Марья” сложилось устойчивое мнение, что одна из самых сильных организационных сторон наших путешествий – это хорошее питание. Ну а как же иначе! Голодный турист – это злой турист, а сытый – значит, добрый. Такого же мнения и радушные хозяева гостевого дома в Ошевенске. Только сказали: “Пожалуйте за стол”, как все уж сели на стулья да лавки!
Ох, какая это была еда! Домашняя уха из русской печи, да картошечка с рыбкой, да капустный салатик – свежий, что так и хрустит! А белый хлебушек – такого и днём с огнём ни в одном магазине не сыщешь, потому как настоящий, домашний! И совсем уж пленяет домашний пирог с брусникой, да с черникой, да со всякими другими ягодами. Тут и одного куска-то будет мало, и двух, и трёх! Так и ели бы до конца дня, если б спешить было некуда!
Сами-то едим, за обе щеки уплетаем, а по сторонам смотрим. Дом-то ведь почти как музейный – тут тебе и печка с ухватом да горшками, одно дело что небольшая – раньше печи пошире были.
А рядом тебе и кадушки, и ковши медные, и доски расписные, и короба берестяные. Одним словом, пришёл в такой дом раз – и насмотрелся всего, что ни в какие музеи и ходить не надо! Один, конечно, минус – туалет самый что ни на есть сельский, но на то он и деревенский колорит!
После обеда мы уезжаем из Ошевенска: автобус везёт нас в село Архангело. Карта дорог Каргопольского района такого названия не знает – на дорожных знаках указывается деревня Шёлоховская. Приезжаем на самый берег Онеги, к дороге Каргополь – Плесецк.
Вот и красавица Онега, укрытая снежным одеялом. Как и везде на Каргополье, зимние пейзажи в Архангело умиротворяющие.
Заиграло солнце на ярком домике – на душе стало веселее. Вот бы все дома на селе были такими красивыми!
От Онеги мы идём на старую сельскую площадь, к двум церквям XVIII века, ради которых мы и держали столь дальний путь. Ближний к нам храм – Сретенский, дальний – Михайло-Архангельский. От последнего, по всей видимости, унаследовало название и само село. Сегодня оба храма не действуют, и музею они тоже не переданы. Сохраняется постоянная угроза обрушения построек, но крепко срубленные церкви, старшей из которых в 2015 году будет триста лет, пока стоят.
Мы начинаем осмотр со Сретенской церкви. К ней даже нет смысла подбираться близко – все последние дни перед нашим приездом шёл снегопад, и сейчас сугробы настолько высокие, что там можно просто утонуть. Да и в любом случае внутри ничего нет. Основной интерес храма Сретения – в его шлемовидной кровле, завершённой необычной для деревянных церквей медной главкой. Дело в том, что мода на металлическую кровлю и купола перешла от каменных храмов.
Михайло-Архангельская церковь для нас более интересна. На ней тоже стоят заимствованные из “каменной” архитектуры металлические купола с крестами. Подобная кубоватая форма кровли уникальна: она известна только на прионежском берегу Белого моря и здесь, в Поонежье. Но главное – в Михайло-Архангельском храме тоже сохранились небеса ручной работы. И это чудо увидеть с дороги уже не удастся. Придётся лезть в сугроб.
Это был самый экстремальный момент всего дня: мы наощупь искали известную нам тропинку, но несколько раз срывались и падали в глубокие сугробы. Здесь не по колено и даже не по пояс. Скорее по грудь!
Неверный шаг в сторону – и оступился почётный железнодорожник Саша. Авиаконструктор Антон вытаскивает товарища из холодного сугроба.
Впереди тропу прокладывают Диан и Маша. Но, вы знаете, Диан, похоже, временно выбыл из строя.
Силы остались только лежать и фотографироваться. Сугроб оказался сильнее.
Оля даже оказалась довольна обстоятельствами. Ну не дошли, так хоть полежали!
Но Настя говорит товарищам: “Эх, слабаки! Надо идти дальше!” И мы снова идём вперёд.
И – не поверите – дошли! Вот перед нами крытые тёсом стены трёхсотлетнего храма. В нижней части стен тёс уже сняли, и обнажился знакомый нам по Саунино сруб “в обло”. А посмотрите-ка на Людмилу Фёдоровну! Она уже дошла до окна и заглядывает в него! Да вот только это не то окно, откуда видно небеса. Наше – самое правое, до него сложнее всего дотянуться.
Но вот Илье, похоже, удаётся увидеть то, к чему мы так долго и мужественно шли.
Вот они – небеса ручной работы. Никогда ещё они не казались такими яркими и красивыми, как после десятиминутных испытаний в сугробах, подтягиваний и вытаскиваний товарищей из снега. Прекрасные шестнадцатигранные небеса с традиционным для Каргополья изображением архангелов – вот наша награда за испытания этого полного приключений дня.
Осталось сделать небольшой рассказ про разные иконографические типы небес. Часто росписи носят декоративный характер – например, это могут быть звёзды на голубом фоне. По берегам Онежского озера раньше встречались изображения праотцов – сейчас такие небеса можно увидеть только в Кижах. Другой тип иконографии – Божественная литургия – остался лишь в одной церкви, в Кондопоге. В Кенозерье и в Каргополье на небесах рисовали апостолов и архангелов. Их мы и видим здесь, в селе Архангело.
И вот наша дневная программа выполнена на все сто. Напоследок мы делаем общий кадр в самой северной точке путешествий с Иваном да Марьей – в далёком северном селе Архангело на берегу прекрасной Онеги. Теперь можно возвращаться в Каргополь!
Другие части отчёта о нашей поездке вы можете найти в разделе “Отчёты о путешествиях”:
Часть 1. Каргополь
Часть 2. Мастер-класс по каргопольской глиняной игрушке
Часть 3. Мастер-классы по резьбе и рукоделию
Часть 4. По Ошевенскому тракту
Часть 6. Красная Ляга
Часть 7. Лядины
Часть 8. Видео из поездки
Всегда ваши,
Иван да Марья
Люблю север.Езжу один. Можно с вами????